Черные, красные, пухлые, тонкие или восьмиконечные — в каждую эпоху представление о привлекательности женских губ кардинально менялось. Однако именно губы оставались самой волнующей и соблазнительной деталью лица. В погоне за модными цветом и формой женщины натирали их кислотой, царапали, кусали и накачивали вредными веществами. «Лента.ру» разобралась, что творилось с женскими губами на протяжении тысячелетий и почему мир потянуло на аномалии.
Не щадя рта своего
В древних цивилизациях яркий макияж считался символом высокого статуса, поэтому с цветом и формой губ экспериментировали как женщины, так и мужчины. Изобретателями прототипа сегодняшней помады стали шумеры — именно они догадались применять природные материалы для подкрашивания губ. В ход шел любой ингредиент, способный усилить интенсивность цвета: фрукты, хна, глина, ржавчина и даже насекомые. Между тем месопотамские женщины предпочитали «матовой помаде» блеск, перемалывали драгоценные камни и посыпали губы получившимся сверкающим порошком.
Вероятно, первыми истинными ценителями губной помады были египтяне. У них и зародился тренд на темные, пурпурные, а нередко и вовсе черные губы. Привлекательность при этом была важнее здоровья: желаемые оттенки получали с помощью вредоносного брома или оксида железа. А блеск такой помаде придавала рыбья чешуя.
Фото: Universal History Archive / Shutterstock / REX
Проблему решила правительница Хатшепсут в 1450-х годах до нашей эры. Во время экспедиции на территорию земли Пунт в Восточной Африке Хатшепсут раздобыла безопасную краску для губ — кармин, который получали из кислоты, выделяемой самками насекомого кошенили. Кармин оставался полезным на протяжении многих столетий: женщины наносили его на губы вплоть до начала прошлого века.
Древние греки, напротив, были противниками ярких губ и гораздо выше ценили их размер и форму. На их вкус, идеальный женский рот должен был иметь мягкий полукруглый изгиб, приподнятые уголки и пухлую квадратную нижнюю губу. А вот краска на губах была уделом проституток — их законодательно обязывали наносить темную помаду. С точностью до наоборот развивался губной тренд в Азии. Японки-аристократки, не щадя рта, закрашивали лицо толстым слоем грима, а на месте губ рисовали две крошечные бусины.
Помада — чтобы нюхать
В эпоху пуританства губы приходилось скрывать, поскольку церковь была беспощадна и к помаде, и к какому бы то ни было мейкапу. Алые губы ассоциировались с поклонением дьяволу, а женщин с накрашенными губами принимали за ведьм, отлавливали и казнили. Так в Средневековье зародилась мода на тонкие, плотно сжатые, практически невидимые контуры губ. Но к макияжу девушек тянуло несмотря ни на что: популярностью стали пользоваться бальзамы, куда тайно добавлялись красители. Сделать губы ярче можно было и более простым способом — их кусали, покалывали и растирали шершавыми материалами.
Считается, что термин «помада» придумал кардинал римско-католической церкви, аристократ и государственный деятель Франции Арман Жан дю Плесси де Ришелье в XVII веке. Герцог де Ришелье обожал яблочный аромат. Чтобы беспрерывно наслаждаться любимым запахом, он приказал изготовить душистую мазь, которую затем наносил на верхнюю губу. Это средство он и назвал помадой — от французского pomme — яблоко. Изобретение де Ришелье не имело цвета, но разузнавшие о нем модницы вскоре подмешали туда краску.
Через сто лет люди красились уже практически так же, как в наши дни, а помада для губ стала столь же востребована мужчинами, как и женщинами. Придворные, носившие густую бороду и усы, выделяли контуры рта цветом. Их жены тоже не смели пренебрегать мейкапом: во Франции вышел закон, согласно которому мужчина получал право развестись, если после свадьбы жена стала менее красива, чем будучи не замужем.
Изображение: Rogier van der Weyden
Первой парфюмерной компанией, которая догадалась зарабатывать на женских губах, стал французский Guerlain. В Guerlain изготавливали помаду из оленьего жира, пчелиного воска и касторового масла. Затем получившуюся субстанцию помещали в шелковистую бумагу и продавали. Однако по-настоящему бьюти-мир перевернулся в 1915 году с появлением металлического контейнера для губной помады, который спроектировал американский бизнесмен Морис Леви. Сбоку каждый тюбик Леви был оснащен маленьким рычажком, который позволял выдвигать и задвигать помаду наподобие современного механизма.
По-новому упакованная помада Леви была доступна в виде привычного стика или жидкого блеска, а самой популярной в линейке стала стойкая помада. Помимо этого, Леви придумал «естественный» блеск для губ, созданный на основе бромной кислоты. Смесь вступала в реакцию с кожей, в результате чего приобретала красноватый оттенок. Еще одна новинка, покорившая сердца американок в начале ХХ века — помада с различными вкусами, наиболее популярным из которых была вишня.
Все в восторге от тебя
Во времена Девушек Гибсона (идеальная женская внешность, придуманная американским иллюстратором Чарльзом Дана Гибсоном. Девушка Гибсона была высокой и стройной, с узкой талией, большой грудью и широкими бедрами) мода на губы была близка к современной, а помада уже лежала в косметичке каждой американки. Настоящими иконами стиля тогда были звезды немого кино, и популярные женские журналы призывали копировать их облик. Читательницы же старательно соблюдали рекомендации, щеголяя вишневыми, сливовыми, баклажановыми и коричневыми губами.
В 1920-х годах модницы помешались на «дуге Купидона», которая подразумевала нереалистично очерченную линию верхней губы с четко выведенным углублением посередине и острыми уголками. При этом нижняя губа практически отсутствовала. Чтобы добиться желаемой формы, они нередко использовали трафареты, а польская предпринимательница Елена Рубинштейн даже создала специальную помаду, которая якобы сама придавала губам заветную дугу. В то же время поднялась первая волна феминизма: женщины требовали права голосовать на выборах, а своим символом избрали губную помаду.
Изображение: Charles Dana Gibson
Еще одной нашумевшей новинкой той эпохи стала «стойкая к поцелуям» формула Rouge Baiser, созданная французским химиком Полем Бодекру (Paul Baudecroux). Однако помада не прижилась: ее быстро изъяли из магазинов из-за многочисленных жалоб клиенток. Возмущенные девушки заявляли, что это средство не только не стирается при поцелуях — его в принципе никоим образом невозможно удалить с губ. Концепция химика потерпела фиаско, зато крупнейшие мировые бренды, такие как Chanel, Guerlain, Elizabeth Arden и Estée Lauder, успешно запустили свои первые помады в массовое производство.
Во времена Второй мировой женщины трудились на передовой вместе с мужчинами. Поскольку металл был и так в недостатке, уже привычные девушкам металлические тюбики помады заменили пластиком и картоном. Впрочем, и сама косметика была в дефиците — фронтовичкам пришлось пользоваться подручными средствами, чтобы подчеркнуть свою красоту. И средств они не жалели: чтобы поднять боевой дух в армии, женщин призывали использовать самые яркие тона красного. Наиболее популярный алый оттенок 40-х, выпущенный в линейке бренда Besame, так и назвали — American Beauty («Американская красавица»).
Прадед филлера
Середина прошлого века ознаменовалась возвращением к практически древнегреческим эталонам красоты: отныне главенство на женском лице захватили губы — и чем крупнее, тем лучше. Трендом стал абсолютно симметричный, большой рот: нижней губе, наконец, уделили столько же внимания, сколько и верхней. К тому же весь мир стремился подражать голливудским актрисам. Женщины без оглядки копировали яркие, смелые, сексуальные образы Грейс Келли и Мэрилин Монро, а одним из самых популярных цветов помады стал насыщенно-алый оттенок Envious марки Estee Lauder. Проведенный в США опрос показал, что в 1950-х годах 60 процентов девочек-подростков уже красили губы.
Однако с появлением Твигги — иконы стиля 60-х — «губные» нормы вновь перевернулись. Теперь замысловатые изгибы и форма стали важнее, чем их полнота. Что же касается самой модели — ее огромные глаза приковывали гораздо больше внимания, чем, казалось бы, идеальные губы. И тем не менее именно в это десятилетие женщины задумались об искусственном увеличении губ, и врачи принялись экспериментировать с «филлерами», закачивая в губы клиенток различные субстанции. На арену вышел силикон, который снабдил всех желающих теми самыми «утиными» губами.
Фото: H. Armstrong Roberts / ClassicStock / Getty Images
Спустя десятилетие косметологи даже попытались применить говяжий коллаген. Естественно, результат этих процедур был весьма сомнительным, и от метода вскоре отказались. Настоящая революция в мире фейковых губ случилась только в 90-х, когда секс-символом эпохи стала Джулия Робертс. Женщины захотели иметь такие же большие, экспрессивные губы. И спрос был удовлетворен: ученые, наконец, разработали вещество, близкое по структуре к натуральному человеческому коллагену.
В то же время в моду неожиданно вошла естественность. Люди обеспокоились проблемами окружающей среды и потребовали косметику с натуральным составом. Многие женщины даже отказывались от декоративного макияжа в пользу перманентного: все большую популярность набирал татуаж. Что касается тренда в мейкапе — ничто так не отражает бурные 90-е, как темная обводка на губах, резко контрастирующая со светлой помадой.
Made in Russia
Однако естественной красоте все же не удалось одержать верх над фальшивкой. С каждым годом филлеры становились все совершеннее, а пухлые губы — все привлекательнее. Немалую роль в этом сыграло пресловутое семейство Кардашьян. В 2015 году самая младшая сестра Кайли Дженнер объявила на весь мир о том, что сделала новые губы, и в течение следующих суток клиники зафиксировали 70-процентный рост интереса к процедуре. По данным Американского сообщества пластических хирургов (American Society of Plastic Surgeons), в 2015 году более 27 тысяч американцев вышли из косметологических кабинетов с увеличенными губами. То есть такая процедура проводилась примерно каждые 20 минут.
Итак, Ким Кардашьян обрела мировую славу благодаря своим пышным ягодицам, а Кайли — благодаря пышным губам. В том же году девушка запустила свою первую линейку помад Kylie Lip Kits, которая через пару лет превратилась в косметическую империю. Так, на губах миллионов женщин со всего света 21-летняя девчонка Кайли Дженнер сколотила миллионы долларов, а затем завоевала статус самой молодой миллиардерши в мире.
Фото: Chip Somodevilla / Getty Images
Но даже полюбившиеся перекачанные губы инстаграмщицам вскоре наскучили. Да и цены на филлеры с течением нескольких последних лет значительно упали: сегодня стоимость инъекций с гиалуронкой начинается от 20 тысяч рублей. Поскольку тренды сменяются стремительно — нужно срочно придумывать что-то кардинально новое. И придумали — как ни странно, не в Штатах, а в России. Буквально несколько недель назад соцсети наводнили волнистые, шипастые, ни на что не похожие «губы-осьминоги», или «губы Дьявола».
Так, неожиданно, к концу 2019 года рот стал не просто пухлым, а восьмиконечным. Новинку широкой публике предложил Емельян Брауде — косметолог, не имеющий ни единого медицинского сертификата. По неизвестным причинам россиянки ринулись на процедуру, а затем массово поделились результатами в соцсетях. Иностранцев фотографии девушек повергли в шок: на британских и американских сайтах нездоровые «губы Дьявола» едко прозвали «экзотической формой герпеса». Но нашлись и те, кто увидел в них что-то «странным образом эстетически привлекательное». Специалисты же сходятся во мнении, что это скорее умышленное уродование лица, нежели эстетический апгрейд.
Как видно, тренды на красоту женских губ вспыхивали в разных уголках планеты: от Древнего Египта до современной России. Однако ясно одно: в каждое следующее столетие эта красота требовала все больших жертв. Придется ли женщинам терпеть более суровые метаморфозы, сошьют ли однажды губы вместе или удалят насовсем — остается только гадать.