В Москву вернулись россияне, застрявшие на зараженном коронавирусом круизном лайнере Costa Magica в Карибском море. Инфекцию обнаружили у одного из пассажиров и члена экипажа — из-за этого судно отказались принять на нескольких островах по пути следования, а затем оно сутки простояло в Гваделупе, откуда россияне должны были вылетать в Москву. Так у туристов пропали обратные билеты, и дорога домой оказалась полна неприятных сюрпризов. Пассажиры Costa Magica рассказали «Ленте.ру» о своем отпуске, карантине посреди Карибского моря, боязни коронавируса и панике на борту.
Зачем это нужно? Это позволит предотвратить распространение вирусов и других болезнетворных микроорганизмов. Если при кашле или чихании прикрывать нос и рот рукой, микробы могут попасть на ваши руки, а затем на предметы или людей, к которым вы прикасаетесь.
— информация о коронавирусе на сайте Роспотребнадзора здесь;
— ответы Роспотребнадзора на самые популярные вопросы о коронавирусе здесь;
— подробный раздел на сайте Минздрава здесь;
— телефон скорой помощи: 03, 103 (для звонка с мобильного телефона);
— горячая линия Роспотребнадзора: 8-800-555-49-43;
— горячая линия Роструда: 8-800-707-88-41;
— горячая линия Департамента здравоохранения Москвы: +7 (495) 870-45-09.
Источник: Всемирная организация здравоохранения
«Французы строили баррикады из шезлонгов»
Олег Овчинников, блогер, пассажир круизного судна Costa Magica
Круиз начался 28 февраля — мы стартовали из французской Гваделупы на итальянском судне Costa Magica. В конце первой недели нас отказались выпустить на острове Сент-Китс. На следующей неделе судно не приняли около пяти островов, причем на одном мы до этого были, а потом нам отказали без объяснения причин. Капитан в ответ на вопросы туристов говорил, что все в порядке, все здоровы. Но мы мониторили местные СМИ островов — и в них писали о подозрениях на коронавирус у нескольких пассажиров, находящихся в больнице нашего лайнера.
Только русские были спокойны, относились к происходящему даже с некоторой иронией. Мы шутили, пели песни про коронавирус, знакомились и общались между собой — нас ситуация сплотила.
За два дня до окончания круиза капитан подтвердил информацию о заражении нескольких человек на борту. После этого люди, как ни странно, перестали бастовать — видимо, поняли, что возникла критическая ситуация и нужно держать себя в руках. Итальянцы и французы договорились с круизной компанией, как их будут эвакуировать: наймут чартеры в Милан и Париж, и после этого успокоились.
Зараженных сняли с лайнера в Мартинике и отправили в госпиталь. На судне объявили что-то вроде карантина: персонал надел маски, сотрудники стали постоянно обрабатывать поверхности, пассажирам запретили подходить к стойке бара, хотя выдача напитков не прекратилась. Наоборот, алкоголь (как и Wi-Fi) сделали бесплатным, что несколько подняло общее настроение.
Олег Овчинников
Некоторые пассажиры достали привезенные с собой маски, кто-то кутался в шарфы и платки, но в основном все свободно ходили по палубе, и мало кто хотел проводить остаток отдыха в каютах. Люди сидели на солнце, загорали или просто пили в барах.
13 марта мы вернулись в Гваделупу и простояли там больше суток на причале, за это время у многих «сгорели» билеты домой. Компания пообещала купить нам новые — но это отдельная история, многим в итоге пришлось добираться самостоятельно.
Из Гваделупы нас эвакуировали в Париж, дальше этот же лайнер полетел в Милан, чтобы доставить на родину итальянцев. Было ощущение, что мы летим в каком-то чумном самолете: там оказалось огромное количество кашляющих пассажиров. Когда все сидели в своих каютах на корабле, это не бросалось в глаза, а здесь они были рядом — всю ночь чихали и кашляли, и это было, если честно, жутковато.
В Париже нас никто не встретил, никто не проверял — распространяйте заразу, как хотите. Представителей компании тоже не было, поэтому нам пришлось самостоятельно покупать билеты домой, и каждый добирался по-своему. Я сейчас живу в Испании, потому взял билет до Порту, и оттуда — на автобус до своего города.
На улицах Порту было пустынно, в масках — почти никого. Хозяин квартиры помыл дезинфектором ключи, прежде чем передать их мне.
Фото: Михаил Нефедов
«Люди толпились в коридорах, чтобы померить температуру»
Михаил Нефедов, блогер, пассажир круизного судна Costa Magica
На лайнере Costa Magica было свыше трех тысяч человек, в основном, европейцы — итальянцы, испанцы, французы и немцы. Русских было около 30 человек, часть присоединилась в марте и пробыла на судне всего неделю.
По ощущениям, загрузка была близка к полной: работало несколько столовых, и все напоминало Турцию в разгар туристического сезона. Для нас был организован шведский стол, возле него образовывались очереди, и было довольно трудно найти свободный столик. Люди общались между собой, спокойно отдыхали — первая неделя прошла в штатном порядке.
4 марта нас не пустила первая страна, после этого началась череда отказов разных островов. Мы просто ходили от одного порта к другому, подплывали, но нас не пускали в них — к судну подплывали лодки, брали анализы у пассажиров с высокой температурой.
Когда мы были на Мартинике, двух человек забрали на скорой. Изначально говорили, что под подозрением на коронавирус находятся пять человек: три члена экипажа и два пассажира, но увезли только кого-то из экипажа и еще одного гражданина Финляндии.
Сразу после этого на судне объявили карантин. Закрылись магазины, перестали работать некоторые бары и рестораны. Люди толпились в коридорах, чтобы попасть в оставшиеся, и это тоже создавало риск заражения. Очереди на каждом этаже выстраивались и для того, чтобы померить температуру, у людей с повышенной брали мазки из ушей. На борту для туристов поставили антисептические гели, но они очень быстро заканчивались, и мы просто протирали руки водкой в баре.
Постепенно количество туристов стало убывать — на Мартинике высадили местных, которые уже подняли на лайнере бунт, опасаясь, что их оставят на карантине. Затем часть людей вышла в Гваделупе, оттуда же на чартере отправили итальянцев и только потом стали выпускать россиян — когда у многих уже пропали обратные билеты.
Власти страны дали указание не путать нас с другими пассажирами, потому что круизная компания организовала для нас отдельный чартер для вывоза в Париж. Но там, к сожалению, цепочка прервалась — нас никто не встретил. Французы в аэропорту посоветовали нам взять билеты самостоятельно и улететь как можно быстрее из-за риска закрытия авиасообщения между странами.
Билеты в Москву оказались недешевыми: цены начинались от 27 тысяч на одного человека, а многие были с семьями, двумя-тремя детьми. Не у всех были такие деньги, людям пришлось выбирать неудобные маршруты и лететь с пересадками, одна девушка осталась на сутки в Париже, где сейчас карантин и не работает даже метро. Я взял бизнес-класс на ближайший рейс за мили и потратил всего 220 евро, а так билет стоил 117 тысяч рублей в одну сторону.
По прилете в Москву у нас еще раз проверили температуру, пришел человек с тепловизором. Каждого из прилетевших отправили на двухнедельный домашний карантин.
«Мы не думали, что проведем весь отпуск на корабле»
Жанна Тиунова, пассажирка круизного судна Costa Magica
Почти все русские туристы на лайнере покупали билеты заранее, когда на них действовали специальные цены, и в мире не было пандемии коронавируса. Мы брали их в июне прошлого года и ждали отпуска, хотели посмотреть острова, красивые места — никак не думали, что проведем все время на корабле.
Перед самим вылетом в отпуск мы, конечно, сомневались. Искали русских туристов на борту в Instagram, спрашивали, как обстановка. Нам отвечали, что все хорошо, кроме того, что их не выпустили в Сент-Китсе. Этого острова не было в нашей программе, и мы подумали, может быть, нам повезет. Тем более, билеты и круиз были невозвратными.
На сайте компании говорилось, что на борту не будет людей с севера Италии. Но по приезде мы увидели, что итальянцев там очень много. Правда, вскоре им всем объявили о внеплановой высадке в Гваделупе — независимо от того, закончился их круиз или нет.
На второй день нашего путешествия у туристов ожидалась выставка на острове Тобаго в Атлантическом океане. Но уже к вечеру капитан объявил, что ни Тобаго, ни Гренадины, которые должны были быть через день, нас не примут. Ссылались на общую небезопасную обстановку из-за распространения коронавируса и тех самых итальянцев на борту: страну к тому моменту уже закрыли на карантин и ввели чрезвычайные меры. А на лайнере были люди с признаками заражения, и они находились в санчасти в изоляции.
На острове Барбадос на борт зашли врачи и взяли у больных анализы — тогда коронавирус не подтвердился. Но, несмотря на это, нас так и не выпустили на сушу — члены экипажа разве что пополнили запасы воды и продуктов.
Олег Овчинников
За все время круиза туристы смогли выйти только на острове Сен-Мартен — мы провели там день, а к вечеру капитан объявил о необходимости покинуть порт. На борту нарастала паника, бастовали французы — следующим пунктом ожидалась их высадка на Мартинике. Люди собирались на верхней палубе и требовали дать им информацию о ситуации на судне и отпустить домой, не закрывая на карантин.
Мартиника нас не пустила. Мы читали в местных СМИ, что местные жители протестовали против хода корабля — он подходил к ним дважды в неделю, и люди требовали от местных властей запретить пропуск судна с итальянцами на их территорию.
Нас пустили в порт, где был организован палаточный лагерь для врачей, к нам поднялись медики в костюмах химзащиты и повторно взяли у пациентов анализы.
Мартиниканцы продолжали бастовать, и на следующее утро итальянцев высадили вместе с зараженными. Туристов отправили проходить карантин по месту жительства.
В порт Гваделупы мы зашли уже глубокой ночью. Там было принято решение об эвакуации всех туристов — даже тех, у которых оставалась неделя круиза, в их числе были и мы. Компания компенсировала нам расходы: по 100 евро за каждый незаход на остров, а также ваучеры на полную стоимость следующего круиза в течение года.
Мы улетели домой через Франкфурт-на-Майне с пересадкой в Нидерландах. В отличие от тех, кто добирался через Париж, нас встретили и приобрели нам билеты. Конечно, жаль, что так случилось — наш отпуск совпал с пандемией коронавируса, но было бы хуже, если компания ничего не компенсировала. А нас поддерживали, как могли.