Перезапуск легендарной серии игр Doom, который состоялся в 2016 году, был встречен игроками и критиками с восторгом — новая игра, разработанная id Software, оправдала чаяния фанатов серии. Сейчас вышел сиквел того «нового Doom», который вроде идет по проторенной дорожке, но в то же время и не похож ни на одну часть серии. Насколько остался верен своим предшественникам и что нового в Doom Eternal, рассказывает «Лента.ру».
Ад в Москве
Очень жарко. В автобусе, который едет на Митинский радиорынок, как всегда самое главное — чтобы тебе не сломали ребра. Метро туда еще не ходит, поэтому садиться приходится на метро «Тушинская» и почти полчаса трястись до места назначения. На дворе 1995 год, и жизнь подростка, у которого у единственного в классе есть относительно современный компьютер, предопределена: если есть карманные деньги, их нужно потратить на новую игру.
«Митинский» раскинулся на огромном пустыре — бесконечная вереница палаток и столов, на большинстве которых лежат дискеты, а кое-где и компакт-диски с новинками. Впрочем, дискеты пока востребованы больше. Они лежат в пластиковых пакетиках, а поверх них — отпечатанные на черно-белом матричном принтере обложки, на которых дай бог рассмотреть хотя бы название.
Подросток подходит к одному столу и смотрит, что бы взять? С одной стороны, денег у него хватит максимум на восемь дискет. С другой стороны, покупать какую-нибудь старую мелочь не хочется. И тут на глаза попадается пакет с дискетами Doom II: Hell on Earth. Продавец сразу начинает расхваливать, мол, игра отличная, вышла полгода назад. В Doom играл? Нет? А в Wolfenstein 3D? Вот, примерно так, только в сто раз круче. Кровища, кишки морем! Короче, надо брать.
Тут надо заметить, что играть в нее подросток собирался на достаточно маломощном ноутбуке с процессором SLC 386 и тактовой частотой 25 мегагерц. Придя домой, он обнаружил, что игра хоть и запускается, но если развернуть игровую область на весь экран, то весь процесс превращается в слайд-шоу, которое продолжается до первой крупной стычки с монстрами технопреисподней. Поэтому Doom II был пройден им в окошке примерно 10 на 10 сантиметров на одном дыхании. Говорят, зрение испортить долгим сидением за монитором невозможно, однако вскоре после этого тому самому подростку пришлось все же надеть очки.
Скриншот: игра Doom Eternal
Духу предков верны
Поиграв буквально пару минут в Doom Eternal, сразу понимаешь: да, черт возьми, это Doom (впечатление, которое, кстати, отсутствовало в Doom 3, даром что его делали при Кармаке)! Да, история повторяется, и Doom Guy (или здесь, точнее, Doom Slayer) снова, как и в оригинальной второй части, начинает свой путь с порабощенной демонами Земли. Но самое главное, идеально воспроизведена та напряженная атмосфера, которая не давала расслабиться ни на секунду и требовала шинковать адских тварей направо и налево без остановки.
Тут, конечно, было бы неправильным не упомянуть первую часть перезагруженного Doom, которая вышла в 2016 году и также по заслуге была оценена любителями серии. Но тут нельзя не заметить, что, несмотря на все свои преимущества, процесс разработки и постоянная смена курса проекта не могли не отразиться на конечном продукте.
Сложно обойтись без банального штампа, но по сравнению с Doom 2016 года все сильные стороны стали лучше, а шероховатости практически исчезли. Это чистое, незамутненное непрекращающееся мочилово, дарящее непередаваемое чувство удовлетворения от разрубания на половинки очередной мерзкой твари наиболее жестоким образом. И это важно подчеркнуть — ведь благодаря команде ручного добивания гнидогадоидов главный герой может восстановить свое здоровье — а это очень важно, поскольку даже самая мелкая тварь может убить главного героя с нескольких ударов.
Несмотря на то что в Doom Eternal существенно больше внимания уделено истории происходящего и сюжета, это никак не мешает заданному ритму насилия. А переработанная система нанесения урона врагам вносит в процесс дополнительный шарм: от кибердемона отлетают куски плоти, из арахнотрона сочится синяя кровь и постепенно обнажается скелет… Причем в удовольствии от созерцания всего этого нет ничего садистского — скорее, это забытое в детстве чувство, когда разбираешь какой-нибудь бытовой электроприбор, чтобы посмотреть, а что там у него внутри?
В принципе, поскольку игровой процесс представляет собой калейдоскоп постоянно сменяющихся закрытых арен-сцен, на что-то, кроме боя, можно просто не обращать внимания. Однако, как и оригинальные игры, Doom Eternal наполнен скрытыми секретными помещениями и областями, где можно найти всевозможные фигурки, пластинки с саундтреком, чит-коды, отрывки истории мира на пылающих листках, разнообразные модификации классического думовского оружия… Впрочем, если есть желание заниматься поиском всего этого, вовсе не обязательно заниматься этим сразу — на пройденные уровни можно вернуться позже.
Скриншот: игра Doom Eternal
Большая часть врагов легко узнаваема: импы, какодемоны, арахнотроны, кибердемоны, но есть и новые, отлично вписывающиеся в эту когорту. Причем при первой встрече с ними игроку сразу же показывают его слабые стороны, намекая, что он, конечно, может его тупо залить свинцом и плазмой, но гораздо эффективнее бить именно в подсвеченные на туше точки. Например, если не отстрелить у арахнотрона турель, то он будет поливать Палача Рока шквалом ракет, а вместо того, чтобы всадить в какодемона несколько обойм, лучше забросить ему в рот гранату.
На несвежем воздухе
Хотя дух оригинальных игр выдержан в Doom Eternal идеально, не стоит думать, что это же относится и к самому геймплею. Нет, концепция та же: коридоры, ключи, двери, арены, повторить. Однако Doom Slayer прыгуч, способен разгоняться, цепляться за всевозможные предметы и даже лазать по стенам (не по всяким, впрочем, а только определенным, которые легко опознать на вид). Так что битвы, особенно происходящие на многоэтажных уровнях, зачастую представляют собой эквилибристику с беспорядочной стрельбой.
Приятно то, что в отличие от Doom 2016 года, игрока больше не запирают в небольших залах. Конечно, поля боя до сих пор представляют собой закрытые арены, однако их площадь выросла в несколько раз и теперь действие чаще всего происходит под открытым небом или в гигантских многоуровневых залах. Отдельное наслаждение — наблюдать за стычками зомби-десантников и других монстров — впрочем, продолжаются они ровно до того момента, пока те или другие не заметят Палача.
Пейзажи здесь так же постоянно меняются. Сперва Doom Slayer крушит врагов в разрушенном чертями городе, потом он уже поднимается к холодным, заросшим растительностью стенам небесного замка, потом на Марс, в Ад, снова на Землю и так до конца. Все эти пейзажи вполне могли бы попасть на обложку альбомов какой-нибудь хеви-металлической группы (которыми, кстати, и был вдохновлен визуальный стиль оригинальных игр).
Самое главное, стоит отметить, что игра ни на секунду не буксует и не стоит на месте, несмотря на то что казуальному игроку проходить ее даже на самом легком уровне сложности будет нелегко. Она молниеносная, стремительная, и хотя каждую условную арену, скорее всего, придется безуспешно штурмовать по нескольку раз, это не надоедает, а только подогревает желание вновь и вновь кидаться в бой, выискивая новую тактику и стратегию, запоминая, какая волна врагов придет следующей, где лежат жизненно необходимые припасы и как их рационально использовать.
Скриншот: игра Doom Eternal
Отдельный момент — сюжет и лор, которого здесь намного больше, чем в любой другой игре серии. Казалось бы, зачем вообще изучать все те перипетии, приведшие к такому безобразию, когда надо мочить очередную волну демонов? Но нет, все кинематографические вставки лаконичны, информативны, а листки, разбросанные по уровням и повествующие об истории миров, действительно хочется читать между ожесточенными баталиями, благо они дарят минуту заслуженного отдыха и позволяют узнать наконец, из-за чего все произошло.
***
Нельзя при этом сказать, что Doom Eternal — игра без изъянов. Конечно, они есть, и их немало. Например, совершенно не к месту разветвленная система улучшения оружия, копаться в которой абсолютно нет ни времени, ни желания. Многопользовательский режим, представленный лишь режимом Battlemode, где два демона под управлением игроков сталкиваются с Палачом, тоже выглядит сомнительно.
Но в целом новый Doom — это, пожалуй, лучшее, что могло случиться с серией. Это зрелищная, жестокая игра, верная своим истокам и при этом абсолютно современная, дико динамичная и, самое главное, приносящая огромное удовлетворение от процесса ее прохождения.