Во время эпидемии коронавируса в выигрыше оказались те, кто способен зарабатывать в интернете. Обычно под предпринимателями нового типа подразумевают создателей онлайн-кинотеатров, сервисов доставки и всевозможных приложений, упрощающих жизнь и избавляющих от необходимости совершать привычные процессы. Все они сейчас на слуху, но вместе с ними активизировались и мошенники, пользующиеся чужой доверчивостью — особенно людей, не привыкших иметь дело с интернетом. Среди них псевдоналоговики, обещающие всевозможные вычеты, и те, кто маскируется под известные всем сайты. Самые изощренные научились находить лазейки даже на ресурсах, созданных для геймеров, которых сложно назвать дилетантами в цифровом мире. Лапша на уши в онлайн-режиме — в материале «Ленты.ру».
«Биосущности» с вычетом
«До 300 тысяч рублей каждому жителю РФ», — говорится в объявлении, которое часто появляется в рекомендациях от соцсетей даже у тех, кто никогда не забивал в поисковиках запросы, связанные с налогами или финансами. Мошенники обещают вернуть часть уплаченного НДС, но предупреждают, что надо поторопиться — ведь сегодня последний день. Для убедительности сообщения с помощью монтажа маскируются под новостные выпуски федеральных телеканалов или сводки крупнейших информагентств.
Сами злоумышленники представляются несуществующими организациями со сложными названиями наподобие Официального компенсационного центра возврата невыплаченных денежных средств (ОКЦ ВНДС). Расчет на то, что потенциальные жертвы не станут проверять подлинность структуры, часто срабатывает. Поверив, что имеют дело с государством, они вводят данные банковских карт, включая расположенный на обратной стороне CVC-код — последнюю ступень защиты при подтверждении транзакции.
После этого платеж от их имени может совершить кто угодно — при условии, что к карте не подключена услуга дополнительной авторизации через СМС-сообщение. Второй вариант: доверчивого клиента банка просят перевести на указанные реквизиты небольшую сумму — якобы пустая формальность для подтверждения, что конечную выплату получит правильный адресат. Разумеется, вернуть деньги не получится.
Ведущая Первого канала Екатерина Андреева, от имени и голосом которой мошенники сообщают о внезапно появившейся возможности, предупредила подписчиков об опасности. «Ваши деньги нужны вам самим. Эти… не имеют ни стыда, ни совести, по сути, это и не люди вовсе, а биосущности низкого вибрационного ряда. Будьте осторожны. Эти сущности активизировались сейчас, когда люди растеряны, сидят дома, некоторые напуганы», — написала журналистка. По ее словам, деньги для сохранности лучше «приколоть булавкой к трусам» или «сесть на них пятой точкой».
Как взаправду
Наживаются аферисты и на режиме самоизоляции, который весной 2020-го из-за эпидемии коронавируса действует во всех регионах России. Их жителям на почту или в мессенджере приходят сообщения якобы от портала Госуслуг с предложением пройти регистрацию для получения «компенсаций за карантин». Оформление «письма счастья» выглядит максимально правдоподобным и, в отличие от никому не известного ОКЦ ВНДС, вызывает доверие.
К месту приходятся активные рассуждения в СМИ о том, должны ли власти возмещать предприятиям вынужденный простой, а сотрудникам — потерю дохода. Дальше все происходит по отработанной схеме: чтобы получить причитающееся, нужно указать данные карты, а лучше — совершить пробный перевод или оплатить пошлину. В нынешних реалиях на второй план отошли более традиционные уловки для выманивания денег у населения, безотказно работавшие на протяжении нескольких лет: выигрыш в несуществующую лотерею, вознаграждение за участие в платном опросе или социологическом исследовании.
По оценкам специалистов в области информационной безопасности, россияне теряют на подобных схемах десятки миллионов рублей в неделю («и, вероятно, это только часть всего айсберга»), а среднее число просмотров одного фальшивого ролика в YouTube превышает 200 тысяч. Потери складываются из небольших сумм, из-за чего пострадавшие предпочитают не обращаться в полицию. Некоторые просто стыдятся и не хотят огласки, в результате злоумышленникам зачастую удается избегать наказаний.
У людей с низким уровнем финансовой грамотности техническое исполнение трюка не вызывает подозрений — они не замечают, что порядок перевода средств отличается от оплаты в обычных интернет-магазинах. Там специальная форма для ввода реквизитов банковской карты размещается непосредственно на сайте, продающем товар или услугу. Мошенники же перенаправляют жертв на отдельный портал, принадлежащий платежной системе, которая обрабатывает транзакцию. Чаще всего такая система не слишком известна и не уделяет должного внимания проверке операций на «чистоту».
Далее человек попадает на страницу банка, выпустившего карту. На ней есть отдельное поле, в котором указывается получатель платежа. Обычно это название компании или сервиса, но аферистам ничего не остается, кроме как прописать свой персональный код в платежной системе (например, номер «Яндекс.Кошелька» или даже телефонный номер мобильного оператора). Надежные и добросовестные фирмы никогда не пользуются такими сервисами и хранят поступающие средства на банковских счетах, предупреждают специалисты.
Иногда мошеннические сайты (эксперты в вопросах информационной безопасности называют их «сайтами-опросниками», поскольку многие из них предлагают пройти опросы) паразитируют на легальных или полулегальных конторах, используя их в качестве конечных получателей платежей. Так, сразу в нескольких обманных схемах фигурирует интернет-адрес diplomers.com. Расположенный по нему сервис когда-то занимался продажей дипломов и курсовых (что не запрещено законом), но уже давно не функционирует. Зато исправно служит «прокладкой», позволяя собирать «комиссии» и оплату услуг вымышленных юристов от людей, клюнувших на выигрыш в лотерею или возврат НДС.
На игрушки
Еще один пример — компания King Donate, чья профильная деятельность заключается в сборе пожертвований («донатов») для стримеров — профессиональных геймеров, транслирующих процесс прохождения компьютерных игр на видео. В знак благодарности зрители, которые зачастую не хотят или не могут играть сами, перечисляют им деньги (сопровождая перевод текстовым сообщением). Причем трансляции смотрят не только подростки из небогатых семей, но и состоятельные взрослые люди, ностальгирующие по детству и не имеющие достаточно времени, чтобы окунуться в него снова.
Из их переводов складывается основной доход стримеров. Некоторые размещают реквизиты своих банковских карт прямо в видеотрансляции на YouTube или специализированных сервисах (крупнейший — Twitch), но большинство не хочет «светить» персональные данные. Российский рынок пожертвований стремительно рос последние несколько лет и в 2019-м достиг миллиарда рублей. Вокруг него сформировалась полноценная индустрия донат-сервисов, крупнейший игрок — DonationAlerts, на которого приходится 85 процентов всех платежей. Услугами его и конкурентов пользуются около 96 процентов отечественных стримеров. Второй по популярности способ заработка — платную подписку на трансляции — освоили только 15 процентов.
Доля ближайшего конкурента — компании Streamlabs — составляет всего 11 процентов, еще семь процентов удалось отвоевать DonatePay (одни и те же стримеры могут сотрудничать с несколькими сервисами). Остальные, включая специализированные подразделения крупных холдингов (Qiwi и «Яндекс»), вынуждены довольствоваться десятыми и сотыми долями процента от общего пирога. King Donate вообще не упоминается в исследованиях рынка, но уверенно называет себя крупнейшим донат-сервисом на территории СНГ. С ней, как утверждается, сотрудничают около 10 тысяч профессиональных геймеров, хотя число подписчиков во «ВКонтакте» и в Twitter не превышает нескольких десятков.
Более того, в личных профилях стримеров, которые якобы являются клиентами King Donate, нет никаких упоминаний сервиса. Зато есть ссылки на более известные аналоги, включая DonationAlerts. Специалисты не нашли ни одного известного блогера или геймера, который пользовался бы King Donate.
У King Donate крайне ограниченный функционал — купившие месячную или годовую подписку могут разве что посмотреть статистику пожертвований. В остальном процесс стандартный: в личном кабинете стример создает ссылку и оставляет ее под своими трансляциями. Перейдя по ней, зрители должны выбрать платежную систему, которая обработает пожертвование, и указать сумму. Подобно конкурентам, King Donate позволяет стримерам сохранять анонимность — даже указанные при регистрации данные никоим образом не проверяются. Собранные от зрителей средства в любой момент можно вывести на карту или банковский счет без комиссии. Фирма же зарабатывает на платной подписке, без которой пользоваться сервисом можно только семь дней.
Все переплетено
В федеральных и отраслевых СМИ можно найти много публикаций, посвященных King Donate. Представители сервиса уверенно рассказывают в них о росте российского рынка стриминга и перспективах заработка для игроков. Подтверждением их слов служит прошлогодняя новость о рекордном пожертвовании в пять миллионов рублей, которое удачливый игрок получил как раз через якобы крупнейшую компанию СНГ. Однако в реальности геймера по имени DarkKnight на платформе Twitch не существует. Официальная версия, согласно которой он удалил аккаунт из-за возникшей «шумихи», выглядит неубедительно, ведь обычно подобные события попадают в трансляции и остаются запечатленными на видео.
В интернете есть масса жалоб на King Donate. Люди рассказывают, как повелись на соцопросы, обещавшие вознаграждение за участие, а также на сообщение о выигрыше в лотерею. Главный приз якобы составил 270 тысяч рублей, но отдать его обещали только после совершения нескольких переводов. В некоторых случаях фигурировал пресловутый Официальный компенсационный центр возврата невыплаченных денежных средств (ОКЦ ВНДС). Житель поселка Белый Яр в Ханты-Мансийском автономном округе поверил, что участвует в розыгрыше призов от известного бойца смешанных единоборств Хабиба Нурмагомедова, и сам заплатил более пяти тысяч рублей.
Во всех случаях в качестве получателя платежа указывался сайт king-donate.com (зарегистрированный только в ноябре прошлого года). По всей видимости, создатели сэкономили на информационной безопасности, чем пользуются многочисленные мошенники. Владельцем сервиса является компания «Вангуд» с уставным капиталом в 100 тысяч рублей, созданная в апреле 2019 года. В базе данных «Спарк» отсутствуют финансовые показатели. Регистратором домена выступает фирма «НАНТЕК», чей генеральный директор Н.И. Кульнева занимает аналогичную должность в компании «БЛЭКСИС», владеющей сайтом по продаже дипломов diplomers.com.
Теоретически вернуть средства можно — на случай, если пожертвование было отправлено по ошибке, на сайте сервиса предусмотрена специальная форма обращений. Вот только злоумышленникам ничто не мешает оперативно вывести полученные деньги. После обращений обманутых клиентов счета King Donate начали блокировать банки, что повлекло за собой новые публикации в СМИ — но не попытки решить явную проблему.
Сайт компании по-прежнему доступен и продолжает работать, обещая удобный и безопасный способ сбора пожертвований за стримы. А значит россиянам стоит быть предельно бдительными не только к тем, кто обещает золотые горы, но даже при просмотре любимых видео в интернете.