Рассказывает участник Московского Урбанистического Форума, генеральный секретарь международного союза общественного транспорта UTIP Мохамед Мезгани
Вызовы нашего времени одинаковы для всех крупных городов — Нью-Йорка, Парижа, Лондона, Москвы, Пекина: как удовлетворить потребность в средствах передвижения? Эта потребность растет, люди передвигаются все больше и больше. Они привыкли ездить из дома на работу и с работы домой, а теперь они ездят и в свободное время, поздно ночью или рано утром. Таким образом, система движения усложняется. И все города сталкиваются с необходимостью быстро ответить на этот вызов — быстро построить метро, быстро развить автобусное движение и так далее.
В этой сфере Москва работает превосходно: вам удалось развить этот сектор в краткие сроки. В Китае тоже получается, но в Западной Европе на это требуется больше времени. В этой сфере Москва очень сильна.
Я впечатлен развитием московского транспорта. Перемены произошли очень быстро. Прежде всего, это касается расширения метро и Московского центрального кольца. Но наземный транспорт тоже был модернизирован. Качество московских трамваев и автобусов заметно выше, чем раньше.
Похоже, что у местного департамента транспорта есть четкое понимание того, как контролировать дорожное движение. Управление парковочным пространством, улучшение доступности станций, работы по модернизации станций и повышению привлекательности, реформа системы такси… Я помню Москву десять лет назад, когда найти такси было не так просто.
Все это — результат дальновидности московского мэра и совместной работы с департаментом транспорта, который заведует всей транспортной системой и всеми видами транспорта. Это очень важно.
У всех городов мира есть чему поучиться. Это может касаться внедрения цифровых технологий или, например, умных транспортных систем. Такие города, как Сингапур, в этом плане очень продвинуты. Или, например, внедрение автобусов, работающих на электричестве: Китай — лидер в этой сфере. В Москве до сих пор нет электрических автобусов. Есть троллейбусы, но нет электробусов — и тут Москва может перенять опыт других городов. Или запуск автоматически управляемых поездов, как в Париже, Сингапуре или Дубае.
Так что Москва может поделиться своим опытом по оперативному строительству, транспортной политике и перенять опыт по использованию электробусов, поездов на автопилоте, умных транспортных систем.
Рассказывает участник Московского Урбанистического Форума, голландский архитектор, теоретик архитектуры Рем Колхас
Город — это живой организм. Какие-то его части отмирают. Взамен появляется что-то новое. Но для понимания города очень важно чтобы какие-то его части — хорошие ли, плохие или совсем неприглядные — все-таки сохранялись. Тогда у вас будет возможность рассказать о том, как жили прошлые поколения людей.
Москва — особенная, она не похожа ни на Нью-Йорк, ни на мой родной Амстердам. Она находится в центре страны, в глубине континента, в то время как многие мегаполисы расположены на море или близко к другим большим городам. А Москва — город на реке, и если двигаться вниз по ее течению, то целых два километра городского пространства полностью определяются близостью к набережной. Это поразительно. Мне кажется, город очень постарался в этом направлении.
Я приезжаю в Москву каждые три месяца и замечаю не только изменения, произошедшие между поездками. Мне заметны изменения и по сравнению с 1967 годом, когда я побывал здесь впервые. За последние четыре года Москва изменилась, теперь это город со своей концепцией. Изменился ее облик, она раскрыла себя с другой стороны. И это, на мой взгляд, самые главные перемены.
Москве следует видеть собственный путь развития, а не следовать примерам других городов. Иначе все города, магазины, туристические районы и бульвары станут одинаковыми. Думаю, каждому городу важно сохранять свою индивидуальность.
На Московском урбанистическом форуме нам показали очень амбициозный проект, технократическое видение будущего Москвы. На следующем этапе, возможно, стоит определить, сможет ли население участвовать в этих изменениях.
Рассказывает участник Московского Урбанистического Форума, президент, председатель правления и соучредитель группы компаний Global Futures Джерри Халтин
Я приятно удивлен: Москва — очень оживленный современный, европейский город, здесь бурная ночная жизнь, люди веселятся, гуляют по улицам.
Я живу в Нью-Йорке, там очень интересно, каждый день передо мной удивительный город. Оба наши города имеют население около десяти миллионов. Нью-Йорк при этом окружен пригородами с населением еще в 25 миллионов. Вокруг Москвы живет еще 10 миллионов. Так что нас объединяет численность населения. Очень важным аспектом являются транспорт и борьба с пробками. Жилье дорогое, поэтому, если есть возможность быстро доехать до работы, можно жить подальше от центра и немного сэкономить на жилье. Нью-Йорк и Москва в этом тоже похожи.
Но мне кажется, что молодежь хочет жить поближе к центру, поэтому надо думать о том, как им такую возможность обеспечить, как справляться с ценами. Может быть, это будут маленькие квартиры, но с просторными помещениями общего пользования, даже с площадками для игры в баскетбол или футбол.
Думаю, в Москву приходит новый стиль жизни. Особенно сейчас, когда у нас увеличилась продолжительность жизни, когда люди ждут до 35, чтобы завести детей, поэтому в период после окончания университета и до 35 лет хочется жить в веселом и интересном месте. Когда у тебя появляется семья, хочется уже иметь побольше пространства для жизни. И затем наступает четвертый период, когда тебе 70 — и снова хочется вернуться в жилье поменьше.
Как обеспечить молодым возможность сначала пожить в небольшом пространстве, потом расширить жилплощадь, когда появится семья, а затем снова вернуться в маленькое жилье? Вот чем, мне кажется, надо заниматься. Поэтому необходимо привлекать таланты. Если этого не делать, как город вы просто умрете.
Думаю, секрет успеха Нью-Йорка в том, что очень много людей вовлечены в его развитие. В этом соревновании идей побеждают лучшие. Для Москвы это в каком-то смысле традиционная проблема, которая осталась со времен СССР.
Государственная экономика преобразуется в рыночную, и с развитием рынка больше идей могут конкурировать друг с другом, и тем больше шанс, что хорошие идеи будут воплощены. Я вижу, что в Москве все так и происходит, и это хороший знак.
Машины не должны быть главными на улицах. Жители должны иметь возможность гулять, кататься на велосипедах, самокатах, им тоже нужно место. В большинстве городов все права у водителей. На улицах можно ездить и парковаться. Почему машины важнее? Мне кажется, всех волнует вопрос безопасности велосипедных дорожек. Достаточно ли места на тротуарах? Если в Москве будет развиваться каршеринг, будет меньше машин, сократится количество необходимых парковочных мест, и станет больше пространства для пешеходов.
И, мне кажется, перед вами перспективы создания улиц, которыми пользуются самые разные категории людей: пешеходы, велосипедисты, те, кто ездит на самокатах, и даже, может быть, водители электромобилей. Это очень интересные перспективы, и тогда люди хотят выйти на эту улицу праздновать, они хотят прийти и видеть все это. В мире уже происходят такие перемены.
Рассказывает участник Московского Урбанистического Форума, экономист, автор теории креативного класса Ричард Флорида
Я был в Москве несколько раз, но не помню точно, в каком году. Кажется, в первый раз я приехал сюда десять лет назад. Чаще всего я останавливаюсь в Москве проездом. Изменения, которые происходят в городе, поразительны, особенно в центре, где теперь появился парк Зарядье и концертный зал. Не ожидал увидеть Москву такой удобной для прогулок, это поистине впечатляет. Москву я знаю в общем-то довольно хорошо. Так что сейчас меня просто впечатляет организация архитектурной среды и то, как центр Москвы превратился в пешеходную зону.
Мне кажется, Москва должна быть для всех. В моей новой книге «Новый урбанистический кризис» я пишу, что Москва, Лондон и Нью-Йорк — это примеры городов-суперзвезд и урбанизации для избранных. Жилье стало очень дорогим. Здесь много состоятельных людей, тот самый один процент — верхушка. И, на мой взгляд, такой город не является стабильным в долгосрочной перспективе. Я не говорю, что Москва не является стабильным городом, но в моем понимании это должен быть город для всех. Нам нужен переход от урбанизации для избранных к более инклюзивной урбанизации для каждого.
Москве стоит продолжать в том же направлении и создавать больше ярких и интересных мест для людей. Но над некоторыми минусами нужно работать. Понятное дело, что жилье дорожает. Москва очень дорогой город. Приходится строить больше жилья, и это должно быть доступное жилье. Доступность жилья должна стать неотъемлемым правом. Нужно обеспечить создание высокооплачиваемых рабочих мест не только для творческих и интеллектуальных профессий, но и для работников сферы услуг. Эта работа должна стать более привлекательной и лучше оплачиваться. Городам нужны более высокие зарплаты среднеквалифицированного персонала.
Нужна хорошая транспортная система между центром Москвы и пригородами, которая будет сосредоточена возле транспортно-пересадочных узлов. Нужны высокоскоростные поезда, особенно в таких крупных странах, как Россия, США и Канада. Москва может быть связана высокоскоростной железной дорогой с другими крупными городами России, чтобы они тоже участвовали в развитии мегаполисов.
И главное, что я вынес для себя из этой поездки, — это то, что несмотря на весь хаос, который творится в мире, мне удалось увидеть, как здесь на самом деле обстоят дела, и я могу рассказать другим, что Москва — это фантастический город.
Рассказывает участник Московского Урбанистического Форума, генеральный директор Smart Dubai office Аиша Бин Бишр
Мне очень нравится в Москве, и я вижу огромные изменения на всех территориях и по всем фронтам. Можно сказать, что город растет и слушает своих жителей. А новейшие технологии как раз призваны сделать его мобильным и более развитым.
Одна из технологий, которая используется сегодня для развития городов, — это блокчейн. В Дубае на государственном уровне было решено использовать эту технологию, и было очень важно понять, как мы можем использовать все преимущества этой технологии. Главная наша цель — создание эффективной системы, и блокчейн отвечал этим требованиям: сделать ее очень безопасной и вместе с тем прозрачной. Наша цель — к 2020 году на сто процентов задействовать все государственные услуги в рамках технологии блокчейн.
Мы также подключили около 200 стартапов для того, чтобы полностью обеспечить технологию блокчейн и использовать ее на государственном уровне. Мы старались сделать блокчейн таким ресурсом, который может принести только пользу – его не нужно бояться и следует использовать в полной мере.
На сегодняшний день очень важно использовать новые технологии для создания идеальной платформы. И мы сейчас говорим не только об интернете вещей, а также о больших данных и искусственном интеллекте. В последнее десятилетие мы активно продвигаем идею внедрения цифровых государственных услуг, но и этого тоже недостаточно. Например, сейчас, если вы хотите припарковать автомобиль, вам не нужно идти в автомат, чтобы получить билет, вы можете это сделать с помощью приложения. Вы также можете оплачивать различные счета с помощью смартфона, но, опять-таки, сколько приложений нужно скачать для того, чтобы оплачивать все и закрыть все потребности?
Поэтому сейчас в Дубае мы разрабатываем единое приложение, которое поможет закрыть все потребности и будет очень удобным для использования. Если вы можете найти в одном месте все, что вам необходимо, — это очень удобно. И именно технология интернета вещей сделает это возможным.
Рассказывает участник Московского Урбанистического Форума, директор по городскому развитию в администрации Торонто Майкл Колм
Торонто и Москва довольно похожи: климат, транспортная система, экономическая модель. Мы используем схожие стратегии в развитии общественного транспорта, социальных сервисов и сталкиваемся с похожими задачами: активным ростом, климатическими ограничениями. Например, Торонто считается первым городом Северной Америки по загруженности дорог, и мы, как и в Москве, используем информационные технологии, чтобы сделать систему общественного транспорта более эффективной.
Я работал во многих городах по всему миру, помогая им развивать системы «смарт сити», но с точки зрения профессиональной Москва больше всего напоминает мне канадские города. Также она мне показалась похожей на северные «старые» города с большой исторической составляющей, вроде Стокгольма и Хельсинки. Плюс Москва очень чистая, что выгодно отличает ее от азиатских и североамериканских мегаполисов. При этом у Москвы уникальная культура, уникальная история, и эти отличительные черты получается сохранить, несмотря на быстрый рост и развитие.
Работая с технологиями в Торонто, мы думаем в первую очередь о том, как они смогут сделать проще и удобнее жизнь горожан. Надеюсь, Москва идет по тому же пути, по крайней мере, этому стоило бы уделить внимание. Между тем и Торонто есть чему поучиться у Москвы — например, тому, как быстро происходит коммуникация между городскими властями и населением. В североамериканских городах, в Торонто, на это уходит значительно больше времени. Думаю, это именно то, что наш город мог бы перенять у вашего.
Рассказывает участник Московского Урбанистического Форума, экс-вице-мэр Антверпена по вопросам городского планирования Роб ван де Вельде
Москва — город, в котором просто кипит жизнь. Заметен большой вклад в благоустройство территорий. Город становится зеленее, живее. На улицах можно встретить множество молодых людей — это очень хороший признак: юному поколению нравится проводить время в собственном городе и нравится, как для них оборудовали пространство. Мне очень понравилась ваша система личного транспорта в аренду — велосипедов и самокатов. На мой взгляд, байкшеринг и кикшеринг очень удобны, и это полезно для экономики города.
Москва — намного более инновационный и более красивый город, чем я ожидал. Откровенно говоря, на Западе до сих пор живет идея о сером индустриальном городе, но на деле Москва совсем не такая. Думаю, это должно войти в ближайшие планы руководства столицы России на будущее: объяснить миру, что Москва — очень привлекательное место и хороший город для жизни.
Москва — очень специфичный мегаполис. Осматривая центр, я отметил, что некоторые элементы здесь ассоциируются с Парижем — я думал именно о нем, когда проходил мимо прекрасных старинных зданий. А вот высотные здания, которых здесь тоже немало, напоминают мне о Дубае — я был на смотровой площадке «Москвы-Сити», и ассоциации там возникают именно такие.