Госсовет под председательством президента России Владимира Путина прошел в среду, 26 июня. В нем приняли участие премьер-министр Дмитрий Медведев, члены правительства страны, представители МВД, Госдумы и регионов.
Они обсудили качество новых трасс, вопросы безопасности дорожного движения, подготовки водителей и другие темы, которые касаются национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В его рамках до конца 2024 года на улучшение ситуации планируется направить 4779,7 миллиарда рублей.
«Дорог высокого качества у нас, к сожалению, по-прежнему мало, — сказал Путин. — Общая протяженность дорог высшей — первой — категории увеличилась, правда, за последние четыре года на 2423 километра, причем главным образом за счет федеральных трасс: здесь дороги, полностью соответствующие нормативным требованиям, составляют 83 процента».
Президент напомнил, что в 2010 году их было значительно меньше — 38,6 процента. Поэтому по дорогам федерального значения «заметное» движение вперед есть, считает он. «А вот доля таких дорог регионального значения по-прежнему не дотягивает даже до половины», — подчеркнул Путин.
«Подрядчики зачастую выходят на конкурс, где заведомо занижены цены на битум, асфальт, асфальтобетон, щебень, другие материалы, поэтому компании либо вовсе отказываются от таких подрядов, либо, как им заблагорассудится и как удается, выкручиваются, что негативно сказывается и на качестве дорог, и на сроках выполнения дорожного строительства», — отметил Путин. Он попросил ведомства, ответственные за данные вопросы «разобраться наконец в этой ситуации».
По его мнению, строительству дорог по современным технологиям, с помощью современных материалов и конструкций мешают административные барьеры. «Много, очень много контролеров, много суеты, бумажной волокиты, претензий надзорных органов, которые, кстати, нередко противоречат друг другу, а объекты или не сдаются в срок, либо их качество остается сомнительным», — сказал президент.
«Хотел бы также обратить ваше внимание, что сейчас дорожники часто не имеют возможности получить аванс на исполнение контрактных обязательств "живыми деньгами", — добавил Путин. — Их заменяют казначейскими аккредитивами, что крайне осложняет своевременную поставку оборудования, конструкций, материалов».
Путин рассказал, что в ходе подготовки к прямой линии посмотрел много материалов по ситуации в стране. «Знаете, смотрел иногда видеоматериалы, фотоматериалы и возникал вопрос: а губернатор там бывал хоть когда-нибудь, видел хоть когда-нибудь эти объекты? — сказал он. — Понятно, что на все денег никогда не хватает. Но если грамотно, правильно организована работа, то многих вещей можно избегать, совершенно очевидно».
По его мнению, многие из объектов дорожной сети в регионах находятся в таком состоянии, что их нужно закрывать. Главы субъектов, однако обязаны в таком случае продумывать альтернативные варианты, чтобы люди не были отрезаны от школ и учреждений здравоохранения.
По его мнению, не следует прятать камеры на аварийно опасных участках дорог, так как это не способствует главной задаче — снижению аварийности. «Вместо того чтобы дисциплинировать водителей, их просто подводят под штраф, а это не самоцель, это только средство достижения нужного нам результата. Прошу навести здесь порядок», — сказал глава государства.
«Мы продолжаем активную работу, чтобы к 2024 году выйти на снижение смертности в 3,5 раза, а к 2030 году — на нулевой уровень, — сказал на заседании Владимир Колокольцев. — Такие показатели даже в европейских странах с их качественными дорогами, развитой инфраструктурой и уровнем законопослушности граждан отсутствуют».
Согласно действующему в стране нацпроекту, к 2024 году планируется сократить статистику по погибшим в ДТП с 13 случаев на 4 на 100 тысяч жителей в год.
Колокольцев отметил, что за период реализации двух федеральных целевых программ с 2006 года число погибших в ДТП сократилось почти в два раза, но ситуация на дорогах пока «остается достаточно сложной».
По словам Колокольцева, МВД уже подготовило и внесло в Правительство предложения по усилению ответственности для пьяных водителей. «Предлагаем конфискацию транспортных средств у водителей, задержанных за управление ими в пьяном виде. Автомобиль — это источник повышенной опасности», — сказал он.
Почему-то практически нет случаев передачи собственником зарегистрированного огнестрельного оружия иному гражданину, который потом в пьяном виде будет этим источником повышенной опасности пользоваться», — провел аналогию Колокольцев.
Премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал эту идею и заявил, что уже поручил в новом Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) проработать вопрос о конфискации транспортных средств у граждан, которых поймали на вождении в нетрезвом виде.
Они должны появиться возле больниц, что поможет госпитализировать пострадавших в ДТП. Такую позицию, которую разделают в разных регионах страны, озвучил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.
«От регионов поступило предложение обеспечить медицинские организации второго и третьего уровня вертолетными площадками за счет средств федерального бюджета в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги"», — сказал он.
Кроме того, губернатор отметил, что власти российских регионов выступают за включение в нормативные документы пункта об обязательном создании рабочих мест для сотрудников экстренных служб на объектах придорожного сервиса — на заправках, в пунктах шиномонтажа или питания, мотелях и других заведениях, сообщает ТАСС.