Еще в начале века сложно было себе представить, что человек после вопроса кассира, нужен ли ему пакет, будет погружаться в раздумья о будущем планеты и, оценив потенциальный вред природе, — отвечать твердое «нет».
Сейчас осознанное потребление становится все важнее для людей из разных стран. Но что это — просто модный тренд или все-таки серьезное изменение в обществе? Скорее все же второй вариант. И тому есть серьезные доказательства: появляются новые продукты и товары, меняются привычные сервисы и крупные глобальные корпорации. Более того, сами компании начинают активно поддерживать и продвигать идеи осознанного потребления. «Лента.ру» рассказывает, как экологическое мышление становится неотъемлемой частью мироощущения и привычек современного человека.
Электромобиль — явление не новое. Еще в 1899 году по Петербургу ездил работавший от аккумулятора агрегат инженера Ипполита Романова. Его максимальная скорость достигала 40 км/ч, запас хода равнялся 60 километрам, а само устройство обладало даже режимом рекуперации (энергия торможения заряжала батареи).
Двигатель внутреннего сгорания похоронил идею электрокара, надолго оставив ее пылиться в статусе перспективной разработки. Но наступили двухтысячные. Автопроизводители поняли, что забота об окружающей среде становится важной частью их бизнеса. Электричество стало рассматриваться как самостоятельный источник энергии: электрическими стали не только экспериментальные модели, но и полноценные серийные седаны и кроссоверы. Например, в 2011 году в России начались продажи первого сертифицированного по российским стандартам электрокара Mitsubishi. Общественный транспорт тоже не отстает: в 2018 году в Москве появились электробусы.
Процент российских владельцев полностью электрических машин пока довольно низкий, поскольку инфраструктура только начинает развиваться. В прошлом году в России было зарегистрировано всего около 2500 электрокаров. Но огромное количество водителей уже пересели на машины с гибридными моторами.
Отдельные автопроизводители в вопросе экологичности пошли еще дальше: в конструкции некоторых автомобилей учтена возможность глубокой вторичной переработки, а в отделке салона используются преимущественно «возобновляемые» материалы.
В мире производится около 158 миллионов тонн пластиковой упаковки в год. Только 20 процентов этого объема перерабатывается (и то только в развитых странах), а все, что не было утилизировано должным образом, попадает в окружающую среду. В основном речь, конечно, про полигоны и свалки. В России они уже занимают площадь, сопоставимую с площадью Швейцарии (четыре миллиона гектаров). В нашей стране перерабатывается всего около пяти процентов мусора.
В Coca-Cola считают, что помогать формировать культуру раздельного сбора и переработки отходов должны большие компании. Поэтому в 2018 году корпорация запустила глобальную инициативу World Without Waste (Мир без отходов), цель которой — перейти на полностью перерабатываемую упаковку к 2025 году, а к 2030 году — собирать и перерабатывать столько же упаковки, сколько компания будет выпускать на рынок. Достижения есть уже сейчас: в 2018 году Coca-Cola в России отправила на переработку 27 процентов своей потребительской упаковки.
В нашей стране Coca-Cola реализует программу «Разделяй с нами». За три года, что она действует, Coca-Cola в России установила более пяти с половиной тысяч мусорных контейнеров в 50 городах, отправила на переработку более 85 тысяч тонн отходов и обучила почти два миллиона человек, как правильно поступать с мусором.
Помимо этого, «Разделяй с нами» — это еще и три масштабных экологических проекта: «День Черного моря», «Живая Волга» и «За чистое будущее озера Байкал», цель которых — очистка берегов от мусора. Эти и другие инициативы активно поддерживают и сотрудники компании: более 40 процентов из них хотя бы раз участвовали в волонтерской деятельности, а всего в Coca-Cola в России работает более 7000 человек.
Сразу стоит уточнить, что речь о шелковых и капроновых авоськах — пластиковые не помогают сохранить природу.
Вы спросите, в чем, собственно, проблема пластиковых пакетов? Дело в том, что, согласно директиве Евросоюза, в среднем на одного человека приходится 200 таких пакетов в год. Разлагаться каждый из них будет от семисот до тысячи лет.
Проект «Авоська дарит надежду» — отличный пример того, как можно делать полезное сразу по нескольким направлениям дело. Во-первых, его основатели, первыми начавшие делать авоськи после того, как их производство было прекращено в конце прошлого века, предлагают более экологичную альтернативу пластиковым пакетам. Во-вторых, он запущен вместе с Союзом инвалидов России — именно люди с ограниченными возможностями работают над продукцией. Так что, купив такую авоську, вы сделаете вдвое больше хорошего.
О других проектах, развивающих инклюзивное общество в России, можно почитать здесь.
Движение по обмену едой называется «фудшеринг»: от английского food — еда и share — делиться. Оно зародилось в Германии, а сейчас распространено во многих странах мира, в том числе и в России.
Идея в том, чтобы еда, которая по каким-то причинам не была съедена, не выбрасывалась, а попадала к тем, кто в этом нуждается. В организации, которые занимаются фудшерингом, поступают продукты от производителей, магазинов и простых людей, желающих пожертвовать еду нуждающимся в ней: малообеспеченным семьям, фондам помощи и приютам. Иногда еду могут раздавать бездомным или поддерживать продуктами какие-нибудь социально ориентированные мероприятия. В России первой организацией, занявшейся фудшерингом, стал фонд продовольствия «Русь».
По аналогии с фудшерингом, люди обмениваются и одеждой. Такие мероприятия получили название «свопы». Вечеринки, где можно подарить вещам вторую жизнь, вместо того чтобы отправить их на свалку, становятся все популярнее.
Снижение выбросов парниковых газов — задача, которую сегодня приходится решать многим компаниям. ООН призывает всех — и в первую очередь крупные корпорации — уменьшить вредные выбросы до минимума. А доклад о глобальных рисках, выпущенный по итогам Всемирного экономического форума в 2018 году, называет угрозы, связанные с изменениями климата, одними из наиболее значимых проблем, стоящих перед планетой.
Для того чтобы сократить количество выбросов, Coca-Cola в России реализует сразу несколько инициатив. Во-первых, снижает общее энергопотребление на производствах (уменьшается количество энергии — и следом за этим объем выбросов парниковых газов). Во-вторых, активно использует альтернативные источники энергии — такие как биогаз. Снизить вредное воздействие помогает и внедрение более экологичного холодильного оборудования. В 2014-2018 годах его использование позволило Coca-Cola в России сократить негативное воздействие на окружающую среду более чем на 50 процентов.
Также Coca-Cola в России уделяет большое внимание работе с автопарком. На автомобили, которые перевозят ее продукцию, устанавливают систему GPS-трекинга. Это позволяет оптимизировать маршруты, уменьшая воздействие транспорта на окружающую среду.
Корпорациям приходится принимать множество непростых решений, в том числе и на локальном уровне. Проверьте, под силу ли вам справиться с этими задачами.
Ежегодно в мире используется около 600 миллиардов стаканчиков, и многие задумываются о том, что с этим пора что-то делать. Например, сеть кофеен Starbucks уже давно мотивирует клиентов наливать кофе в собственные кружки. Зачем это нужно? Все просто: чем меньше используется одноразовых стаканчиков — тем меньше природных ресурсов тратится на их производство. А заодно снижается количество мусора.
На территории СНГ многие кофейни вступают в движение с милым названием My cup, please, которое зародилось в Белоруссии, а последние годы активно развивается и в России. Его смысл в том, что заведения позволяют клиенту налить кофе в собственную кружку, а взамен предлагают скидку или съедобный комплимент.
Активисты из My cup, please не собираются ограничиваться только стаканчиками: они выступают за глобальное сокращение производства одноразовых предметов. Своими акциями они хотят привлечь внимание к масштабу загрязнения Земли и заставить людей отнестись к этому всерьез.