О том, что в настоящее время между двумя регионами уже идут интеграционные процессы, заявил временно исполняющий обязанности главы Ненецкого автономного округа (НАО) Юрий Бездудный в среду, 13 мая.
Вскоре главы Архангельской области и НАО подписали меморандум о намерении объединить регионы. Таким образом, этот процесс уже запущен.
Источник РБК сообщил, что референдум по объединению пройдет уже в 2020 году. По словам собеседников издания, оно выгодно обоим регионам, особенно НАО: бюджет автономного округа во многом зависит от доходов от нефти и газа, а цена на нефть сейчас невысока.
Процесс укрупнения регионов активно шел в России в нулевых годах. Он затронул «сложносоставные» края и области с формально входящими в их состав национальными автономными округами, которые при этом тоже являлись субъектами федерации (это связано с тем, что если один регион входит в состав другого — возникает противоречие с Конституцией, по которой все субъекты федерации являются равноправными по отношению к федеральному центру).
Таким образом, последние ликвидировались, вливаясь в состав граничащих с ними регионов, не имеющих национального статуса. Другой вариант объединения — создание нового субъекта. Например, Пермского края, который появился за счет слияния Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.
В результате прекратили свое существование шесть из десяти автономных округов России. После исчезновения Коми-Пермяцкого АО в 2005 году (вошел в Пермский край), в 2007 году в состав Красноярского края влились Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа, а на территории Камчатской области и Корякского автономного округа был создан Камчатский край. В начале 2008-го в состав Иркутской области влился Усть-Ордынский Бурятский автономный округ.
Последний на данный момент подобный субъект федерации появился в марте 2008 года — это Забайкальский край, образованный путем объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.
Процесс укрупнения субъектов федерации, как правило, объяснялся тем, что это позволит ускорить социально-экономическое развитие объединяемых регионов и повысить качество жизни проживающего в них населения.
Дело в том, что во всех случаях, когда объединение было успешным, фактически происходило присоединение дотационных субъектов к благополучным регионам.
В случае с предполагаемым объединением Архангельской области и НАО это не так. Ненецкий автономный округ является нефтедобывающим регионом. Как считает политолог Екатерина Курбангалеева, объединение с Архангельской областью может спровоцировать недовольство жителей НАО, либо им «должны пообещать что-то невообразимое с точки зрения особых льгот».
Екатерина Курбангалеева считает, что Архангельской области объединение дает надежду на оздоровление экономики региона: «Причина объединения двух регионов, на мой взгляд, прежняя: перераспределить часть финансовых потоков на Архангельскую область, вырвав регион из числа тяжелых дотационников».
После создания Забайкальского края в 2008 году процесс укрупнения регионов затормозился. Двумя «сложносоставными» субъектами остались как раз Архангельская область с формально входящим в нее Ненецким автономным округом и Тюменская область с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами.
Проблема заключалась в том, что в обоих случаях автономные округа были в экономическом плане ощутимо благополучнее областей, в состав которых их предлагалось влить. В результате возможная утрата самостоятельности встречала противодействие как в элитах, так и у населения округов.
В Госдуме отнеслись к идее с осторожным оптимизмом: вице-спикер нижней палаты парламента Ольга Епифанова, которая представляет оба субъекта, назвала ее неплохой, но требующей экономических исследований для подтверждения взаимовыгодности такого решения.
«Нужно для начала вникнуть в ситуацию и на основании точных цифр, экспертных мнений экономистов попробовать найти вариант, который был бы выгоден двум сторонам», — заявила она, отметив, что не ожидает быстрого объединения регионов.
Так, в 2016 году спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что является сторонницей «перекройки карты регионального плана», поскольку есть субъекты федерации, которые «точно нежизнеспособны самостоятельно в силу объективных причин».
Тогда же идею создания «мегарегионов» в центре России поддержал сенатор Сергей Калашников. Он заявил, что объединение Смоленской, Брянской, Калужской и Орловской областей в один субъект вполне вероятно, а также предложил рассмотреть вопрос слияния Липецкой, Воронежской и Рязанской областей.
Кроме того, Калашников назвал возможным объединение нескольких национальных республик Поволжья — в частности, Чувашии, Мордовии и Марий-Эл — в административный субъект, «не имеющий национальной окраски», а также укрупнить дальневосточные регионы.
В декабре 2015 года жители Алтайского края попросили присоединить их регион к Кемеровской области. Петиция на имя президента России Владимира Путина была опубликована на сайте Change.org. Под обращением подписались более шести тысяч человек.
Утратившие после присоединения свой статус экономически слабые субъекты потеряли значительную часть внимания Москвы. К таким выводам пришли авторы доклада 2010 года «Объединение субъектов Российской Федерации: за и против», подготовленного Институтом современного развития (ИНСОР). В подготовке участвовали такие известные эксперты, как экономист Евгений Гонтмахер и социолог Наталья Зубаревич.
Кроме того, по их мнению, федеральные власти столкнулись с межэтническими проблемами и сопротивлением региональных элит. При этом эксперты тогда выразили уверенность, что объединение субъектов не повысило управляемость страной, а продолжение политики укрупнения чревато возможными конфликтами — от экологических до этнических.