«Ростех» в ходе Международного авиационно-космического салона 2021 года (МАКС-2021) презентовал образец первого российского легкого тактического однодвигательного истребителя. Самолет для иностранных заказчиков получит название Checkmate («Шах и мат»). Возможное название истребителя внутри страны — Су-75.
По словам главы Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрия Слюсаря, показанный на салоне самолет полетит в 2023 году: «Это образец, это не просто макет, не просто демонстратор. Вот он в воздух и поднимется». Руководитель отметил, что разработка нового истребителя потребовала немногим более года. «Проект рекордный еще с точки зрения сроков — проекту всего чуть больше года, и только благодаря использованию, мы много об этом говорим, но на этот раз это действительно так, суперкомпьютерному моделированию, цифровым методом, а в дальнейшем виртуальным испытанием удается делать самолеты в такой короткий срок», — сказал руководитель.
По утверждению Слюсаря, изделие представляет собой модульную платформу, возможности которой будут варьироваться в зависимости от требований заказчиков. В частности, истребитель может адаптироваться под применение по наземным, надводным или воздушным целям, а также выполняться в одноместном, двухместном или беспилотном вариантах. На основе Checkmate может быть создан и палубный самолет.
Фото: Сергей Карпухин / ТАСС
Основными конкурентами нового российского самолета выступят французские (Rafale) и шведские (Gripen) истребители четвертого поколения, а также американский самолет пятого поколения F-35 Lightning II. При этом в ОАК отказались считать Checkmate прямым аналогом F-35 Lightning II. По словам главы «Ростеха» Сергея Чемезова, «у нас будет цена, надеюсь, где-то от 25 до 30 миллионов долларов, а у них — от 60 до 90 миллионов долларов». Столь привлекательная стоимость российского самолета будет обеспечена благодаря унификации по отдельным компонетам с Су-35 и Су-57. Спрос на внешнем рынке на Checkmate оценивается в 300 самолетов на 15 лет. В госкорпорации заявляют, что к серийным поставкам машина может быть готова уже в 2026 году. Возможными заказчиками истребителя называются страны Азии и Африки. По словам вице-премьера России Юрия Борисова, госкорпорация имеет якорного заказчика на новый истребитель. «Уже есть, для него и делаем», — сказал чиновник на авиасалоне МАКС-2021.
По словам Чемезова, «скорость нового легкого истребителя составит 1,9 тысячи километров в час, дальность — около 3 тысяч километров». «Наша машина отличается тем, что есть возможность максимальное количество полезного груза взять — более 7 тонн она может нести. Это и различные виды вооружения: ракеты, управляемые ракеты, авиабомбы и стрелковое вооружение — пушка будет установлена», — говорит глава госкорпорации. В максимальной комплектации самолет сможет переносить до пяти ракет класса «воздух-воздух». Истребитель сможет выступать в качестве носителя беспилотных летательных аппаратов. «Внутрифюзеляжное размещение, а мы говорим, что здесь самые большие отсеки для самолетов такого типа, позволяет разместить всю номенклатуру авиационных средств поражения, которые используются на самолетах пятого поколения Су-57», — уверяет Слюсарь. Глава ОАК заверил, что новый российский истребитель сможет эффективно уничтожать «зарубежные самолеты пятого поколения». «Кроме того, наш новый самолет создается так, чтобы быть способным противостоять комплексам шестого поколения, которые могут появиться уже в ближайшие десятилетия», — заверил менеджер.
Хотя в «Ростехе» заявляют, что создание нового самолета ведется в инициативном порядке на собственные средства, в госкорпорации надеются привлечь к проекту и государственное финансирование. «Как и в других проектах, мы, наверно, вправе рассчитывать на помощь государства, и она обещана, она будет. Но это помощь, скорее, на создание продукта, востребованного на рынке, на его продвижение, прежде всего, на внешние рынки», — заявил глава ОАК.