За прошедший год многим пришлось изменить свои привычки или выработать новые. И трудно представить, как выглядел бы мир без сервисов, которые делают жизнь в современных реалиях проще, спокойнее, безопаснее и удобнее. Один из ярких примеров — заказ такси с помощью мобильного приложения. Казалось бы, этот рынок занят, на нем уже и так слишком много игроков. Однако новые компании все равно приходят и делают жизнь пассажиров удобнее не только в столичных городах, но и в региональных центрах. Так произошло ровно год назад, когда 25 августа 2020 года жители Казани первыми из россиян смогли воспользоваться услугами нового для России сервиса по заказу такси — DiDi. Сегодня более 100 тысяч водителей подключены к DiDi, ежедневно обеспечивая качественные и безопасные услуги по перевозке более чем для пяти миллионов россиян, скачавших приложение. Воспользоваться услугами DiDi могут жители 38 городов России, среди которых Белгород, Воронеж, Краснодар, Красноярск, Пермь и Тюмень. В ближайшее время к ним присоединится еще десяток новых. Как DiDi изменил за год рынок такси и структуру потребления этой услуги — в материале «Ленты.ру» и частных историях водителей и пассажиров сервиса. С начала запуска сервиса в России водители DiDi обогнули экватор 4940 раз, они проехали более 198 миллионов километров. Лента узнала, кто эти люди и чем они живут.
Как нетрудно догадаться, без большого накопленного опыта такого рекорда не получилось бы. В сфере пассажирских перевозок Дмитрий работает уже девять лет — с 2012 года. Началось все с небольшой подработки. У Дмитрия был небольшой семейный бизнес, связанный с продуктами питания, но там возникли сложности. Чтобы заработать, он купил Toyota Camry и стал заниматься перевозками из аэропорта в городские отели. Работа по свободному графику Дмитрию понравилась, поэтому в какой-то момент он решил направлением «аэропорт — гостиницы» не ограничиваться и стал полноценно работать в такси. С DiDi Дмитрий работает уже год — его родная Казань как раз стала первым городом, где сервис начал работу в России. Заявку на подключение подал еще до открытия, чтобы оценить новые возможности. Да так и втянулся. Секрет своего рекорда объясняет просто: говорит, когда все идет хорошо, день складывается, то он и во время поездок получает положительные эмоции и отдыхает. В общем, тот случай, когда человек нашел свою работу, а работа нашла его. «Работа с DiDi — это стабильность и уверенность в завтрашнем дне, да и пассажиры, как правило, попадаются хорошие», — делится своими впечатлениями водитель.
Больше всего Дмитрий любит ездить по Кировскому, Московскому и Авиастроительному районам Казани. «Там не такие загруженные дороги, да и чувствую себя в этих районах как рыба в воде. Мне даже не нужен навигатор, могу водить хоть с закрытыми глазами, все адреса знаю», — отмечает таксист. Решить вечный вопрос водителя такси «молчать или говорить» тоже помогает опыт. «По пассажиру же видно, хочет человек общаться или нет. Если хочет — я с радостью поддержу беседу, а если нет — не навязываюсь, просто уточняю маршрут и еду молча», — подчеркивает Дмитрий. Сам он, если оказывается пассажиром (бывает это, как несложно понять из количества поездок, редко), в первую очередь обращает внимание на чистоту салона. Все-таки это первое, по чему можно понять, насколько ответственно человек относится к своей работе. Следующими уже идут приветливость водителя и его навыки вождения.
В отличие от нашего предыдущего героя, Имиль Шахмаев, можно сказать, начинающий. Полтора года назад он остался без работы из-за сокращений, вызванных пандемией. В результате сменил сферу деятельности и стал водителем такси. О DiDI узнал год назад и сразу отметил, что у нового сервиса масса преимуществ. Ключевым из них считает низкую цену. «Пассажиры выбирают по принципу "хоть на три рубля, но дешевле". Поэтому без заказов в DiDi не останешься», — объясняет Имиль. Есть и другие плюсы. Так, DiDi заботится о водителях, помогая им сэкономить на приобретении собственного автомобиля. Для этого вместе с партнерами компания запустила программу «DiDi Автодилер». Схожая программа действует и для таксопарков-партнеров — в рамках инициативы «DiDi Парк» им доступны дополнительные субсидии, скидки от автопроизводителей и выгодные лизинговые условия. Это позволяет им расширять свой бизнес вместе с DiDi. Такое вот взаимовыгодное сотрудничество. В поездке у Имиля своя тактика общения с пассажирами: старается держать дистанцию. «Прежде всего цель пассажира — безопасно и с комфортом доехать, а не разговаривать. Многим хочется просто тишины», — подчеркивает он. Но если люди сами начинают разговор, охотно его поддерживает, тем более что темы порой бывают совершенно необычные. «Мне больше всего запомнилась поездка с девушкой, которую я отвозил зимой из центра города в сторону проспекта Победы. Она спросила меня, верю ли я в добро и зло. Мы проговорили всю поездку», — вспоминает водитель.
Любимые маршруты Имиля связаны с красивыми видами — в Казани это вечерняя Кремлевская дамба и окрестности озер Кабан. То есть там, где едешь — и глаз радуется. Мечта Имиля — построить собственный дом. «Он должен быть небольшой, в больших я уже жил. Даже уборка там становится настоящей проблемой, занимающей большую часть дня, — говорит водитель. — А свой маленький дом очень хочется. Для себя, жены и детей».
Девять лет назад такси для Мухаммада Раджапбаева было лишь одной из подработок — по принципу «лишних денег не бывает». Но уже через полгода стало основным источником заработка. «Работаешь на себя по свободному графику, сам себе выходные устраиваешь. Да и водить я люблю, получаю от этого настоящее удовольствие», — рассказывает Мухаммад. История сотрудничества Мухаммада и DiDi такая же, как и у наших предыдущих героев. Узнал о новом сервисе, захотел попробовать и остался доволен. Говорит, что условия работы у DiDi более лояльные, чем у тех агрегаторов, с которыми ему доводилось работать прежде. К тому же компания крупная и надежная. Да и пассажиры стали все чаще отдавать ей предпочтение.
Сам Мухаммад настолько лоялен к сервису, что заказывает только DiDi, если приходится бывать на пассажирском кресле. «Так сказать, своих поддерживаю», — говорит он. Как и Дмитрий, в первую очередь обращает внимание на чистоту и состояние машины (по тем же причинам). «Так как я люблю поговорить, то обычно первым начинаю беседу с водителем. Но со своими пассажирами разговариваю только по их желанию», — подчеркивает Мухаммад.
Но что мы все о водителях, пора переходить и к пассажирам. Ведь и по ту сторону салона есть свои рекордсмены. Например, Амид Джавадов, который за год совершил с DiDi почти тысячу поездок. Просто сравните: средний клиент DiDi совершает три-четыре поездки в месяц, а Амид — за один день! Свою приверженность сервису DiDi объясняет удобством, безопасностью и выгодными тарифами. Последние позволяют даже не задумываться о приобретении своего автомобиля. «Я в месяц трачу около 25 тысяч рублей на такси. По моим подсчетам, покупка и содержание автомобиля выйдут дороже. А здесь — водители вежливые, машины чистые — что еще надо?» — рассуждает Амид.
Больше всего Амиду запомнился водитель, который на просьбу сделать несколько остановок по пути не только отреагировал максимально вежливо, но еще и предложенные чаевые брать отказался. «К сожалению, я не запомнил номер автомобиля, но хочу, чтобы он знал, что я очень благодарен. Очень понимающий человек попался, это важно», — отметил довольный пассажир. Сам он тоже старается быть вежливыми с водителями. «Признаться честно, я вообще не люблю пристегиваться, но в такси всегда это делаю. Зачем создавать лишние проблемы водителю? Он же так и денег может лишиться», — рассуждает Амид. Сервис DiDi, по словам его постоянного клиента Амида, за год изменился в лучшую сторону. Время подачи серьезно сократилось, а уровень класса машин возрос. Соответственно, передвижение по городу стало и быстрее, и комфортнее. Кажется, это лучшая оценка. Главное, что изменил сервис городской мобильности — он до предела упростил взаимодействие водителей и пассажиров. Еще несколько лет назад они бы только на поиски друг друга потратили столько времени, что точно не совершили бы эти миллионы поездок. Время изменилось, и срочность уже давно измеряется не часами, а минутами. И в этих условиях потребность в быстром передвижении будет только расти.