В США пассажирский самолет American Airlines потерпел крушение после столкновения с военным вертолетом и упал в реку Потомак в Вашингтоне. На борту находились 64 человека, в том числе фигуристы из России. На месте происшествия развернулась масштабная спасательная операция, несколько тел уже удалось достать из воды. О том, что могло послужить причиной авиакатастрофы и почему в Штатах ее называют крупнейшей за последние 16 лет, разбиралась «Лента.ру».
В 21:00 по местному времени над Вашингтоном военный вертолет Black Hawk врезался в пассажирский самолет Bombardier CRJ700, который летел из города Уичито в Вашингтон и заходил на посадку в аэропорту Рональда Рейгана. После столкновения лайнер упал в ледяную реку Потомак и разломился на несколько частей.
Как сообщили очевидцы, случайно видевшие столкновение, когда Bombardier падал, он был похож на «гигантскую римскую свечу». «Искры летели от носа воздушного судна к хвосту. Я наблюдал за этим примерно две секунды», — рассказал местный житель Ари Шульман.
Военный вертолет базировался на базе Форт-Белвуар в Вирджинии и в момент крушения выполнял тренировочный полет. На борту было трое военных, никто из них не выжил. На рейсе American Airlines было 60 пассажиров и четыре члена экипажа. По последним данным, из реки Потомак достали уже 27 тел.
При этом начальник пожарной службы и службы скорой помощи округа Колумбии Джон Доннелли заявил, что они думают, что в этой катастрофе выживших нет. Кроме того, он отметил, что статус операции был переквалифицирован из спасательной в восстановительную.
На месте происшествия продолжается поисковая операция, спасатели работают в тяжелейших условиях: температура воды в реке Потомак составляет всего 1,6 градуса по Цельсию, что создает критический риск шока и гипотермии. Через 15-30 минут пребывания в настолько холодной воде человек может потерять сознание.
Начальник пожарной службы и службы неотложной медицинской помощи округа Колумбия Джон Доннелли рассказал, что вода мутная, темная и с кусками льда, причем глубина реки в месте крушения достигает 2,5 метра. «Работать там опасно и сложно. А поскольку сейчас не так светло, приходится осматривать каждый квадратный дюйм пространства», — добавил Доннелли.
Перед вылетом из Уичито в самолет не пустили американского фигуриста Джона Маравилла, и он поделился этим со своими подписчиками в соцсетях. Позже спортсмен сообщил СМИ, что на борту могли находиться по меньшей мере 14 фигуристов, включая уроженцев России.
После этого Telegram-канал Mash со ссылкой на свои источники опубликовал предварительный список всех спортсменов, которые летели в Вашингтон. Среди них были Эндрю Торгашев, Максим Наумов, Алиса Ефимова, Миша Митрофанов, Кэти Макбет, Даниил Паркман, Кристина Каррейра, Энтони Пономаренко, Алексей Щепетов, Аннабель Морозов, Артем Маркелов, Антон Спиридонов, Данила Савельев, Джеффри Чен. Кроме того, на борту находилась бывшая советская чемпионка Инна Волянская, ученица Татьяны Тарасовой.
Однако спустя несколько минут после распространения этой информации бывшие российские фигуристки Аннабель Морозов и Алиса Ефимова, ныне представляющие США, опровергли информацию о том, что они были в упавшем самолете.
Американский фигурист Антон Спиридонов опроверг данные о том, что в самолете летел фигурист Максим Наумов. По его словам, он улетел из Уичито еще в понедельник.
В сети появились переговоры сотрудников диспетчерской службы перед авиакатастрофой в Вашингтоне. На записи слышно, что оператор спрашивает у экипажа вертолета Black Hawk, видит ли он приближающийся пассажирский самолет. После этого диспетчер приказывает пропустить лайнер.
«PAT 2-5, вы видите CRJ?» — говорит оператор, обращаясь к военным. «PAT 2-5, проходите позади CRJ», — добавляет он.
Затем на записи из диспетчерской слышны вздохи в момент крушения двух воздушных судов, после чего диспетчерская вышка оповещает пилота другого самолета о произошедшем.
«Не знаю, заметили ли вы, что произошло, но на подходе к [взлетно-посадочной полосе] 3-3 было столкновение. Мы собираемся приостановить операции на неопределенное время. Настоятельно рекомендую вам скоординировать свои действия с компанией», — предупреждает оператор. В ответ пилоты подтверждают, что видели вспышки над рекой Потомак.
СМИ назвали ошибку диспетчера возможной причиной столкновения вертолета с самолетом. По неподтвержденным данным, экипаж Black Hawk подтвердил, что видит пассажирский лайнер, и запросил «визуальное эшелонирование», чтобы избежать столкновения.
Отмечалось, что вертолет летел на одной высоте, а самолет снижался. При этом вышка не дала военным нужного сигнала для изменения курса. Пока эта версия не подтверждена, истинную причину авиакатастрофы еще предстоит установить.
Президента США Дональда Трампа оперативно оповестили об авиакатастрофе. Он пообещал поделиться подробностями по мере их поступления.
Позже американский лидер заявил, что столкновения самолета American Airlanes c вертолетом Sikorsky H-60 Black Hawk можно было избежать. В своем заявлении он раскритиковал диспетчеров и пилотов. Трамп подчеркнул, что вертолет долго летел прямо на авиалайнер, хотя ночь была безоблачной, а габаритные огни на самолете ярко горели.
«Почему вертолет не поднялся, не спустился или не сделал вираж? Почему диспетчеры не сообщили экипажу вертолета, что делать, вместо вопроса, видят ли они самолет?» — возмутился глава государства.
Заслуженный пилот России Виктор Саженин поделился своим видением произошедшего и указал на ошибки пилотов и диспетчеров.
«Пассажирский самолет Bombardier CRJ700 заходил на посадку. Он был уже на прямой на расстоянии примерно один километр от земли. Разумеется, в этот момент все внимание экипажа было сосредоточено именно на приземлении. Военный вертолет Black Hawk не должен был там появляться в принципе, потому что это запретная зона для полетов.
Виноваты в случившемся плохо подготовленные пилоты вертолета и бездействующие диспетчеры. Последние, видя, как метки на экране из зеленых превращаются в красные и назревает конфликтная ситуация, могли дать команду, чтобы одно воздушное судно набрало высоту, а другое, напротив, уменьшило или же вовсе изменило курс.
Более того, на самолете и вертолете существует система, предупреждающая столкновение в воздухе, которая дает разнонаправленные команды, чтобы один набирал высоту, а другой снижался. Они также не были выполнены экипажем», — заявил летчик.
По его словам, у людей шансов выжить в подобной авиакатастрофе, а у пилотов лайнера -- совершить аварийную посадку нет. «Это столкновение априори летальное», — резюмировал он.
Крушение в Вашингтоне стало самым масштабным авиационным происшествием в США за почти 16 лет. Последняя крупная катастрофа с большим количеством жертв произошла 12 февраля 2009 года. Тогда лайнер Colgan Air, летевший из Ньюарка, штат Нью-Джерси, врезался в дом при снижении в аэропорту Буффало, штат Нью-Йорк. В результате трагедии не выжили 49 человек.
Еще одна громкая авария произошла 6 января 2013 года в Сан-Франциско. Самолет Asiana Airlines потерпел крушение, из-за чего 187 человек получили ранения. Троих спасти не удалось.
При этом последний крупный инцидент у авиакомпании American Airlines произошел в ноябре 2001 года недалеко от международного аэропорта имени Джона Ф. Кеннеди в Нью-Йорке. Airbus A300 разбился вскоре после взлета, в результате чего не выжили 265 человек.