Союз писателей Москвы (да-да, такой все еще существует) решил поздравить столичный метрополитен с 75-летним юбилеем. Подарок поэты сделали сообразный своей профессии - написали стихи. Вот только зачем-то вместо того, чтобы просто издать сборник и раздавать его при случае друзьям и знакомым, они решили показать свои творения москвичам. Вернее дать послушать: с 11 по 16 мая стихи членов Союза писателей звучат в самом метрополитене.
Жанр стихотворений на случай - вообще штука особая. Удается она немногим: слишком уж сложно оказывается избежать пошлости и сделать стихотворения действительно искренними. Те, однако, у кого это получалось, далеко пошли. Державин, например, за оду "Фелица" получил от растроганной Екатерины II золотую табакерку с бриллиантами и пятьсот золотых рублей.
Были подобные примеры и в XX веке. Можно сколько угодно обсуждать, был ли у Михалкова тайный умысел или так просто совпало, но именно со стихотворения "Светлана", опубликованного в канун дня рождения дочери Сталина Светланы, началось восхождение вверх будущего автора советского и российского гимнов.
Поэтам, которые написали стихотворения о метрополитене, почести, к счастью, не светят. К счастью, потому что за такие стихи нужно не награждать, а законодательно запрещать публиковаться.
Поэты как будто забыли, что до них уже было два века великой русской поэзии, и что словосочетания типа "храм подземных муз" звучат немного старомодно. Рифмы "сухо-ухо", "он-Аполлон" и "одна-она" больше подходят для опусов Незнайки, а не для стихотворений членов какого бы то ни было союза писателей.
Но ладно бы техника стиха, в конце концов пусть пишут как умеют. Но почему же стихотворения оказались столь бездушными - точно такими же бездушными, как голоса дикторов, которые читают эти самые стихи?
Чтобы не томить читателя дальше, пора уже приводить примеры. К сожалению, я не успел зафиксировать самый "хитовый" шедевр, так что от него остались в памяти только две строчки, но зато какие: "Семьдесят пять ему а он // По-прежнему красив как Аполлон".
Поскольку я записал стихи со слуха, то решил не ставить в них знаки препинания. В конце концов, поэты любят повторять, что запятые и двоеточия у них – авторские.
Стихотворение первое:
Бижутерия столицы
Нити разноцветных бус
Чтоб померить их спуститься
Надо в храм подземных муз
Здесь тепло светло и сухо
Красота ходи глазей
Тра-та-та ласкает ухо
Поезд с выходом в музей
Сила сводов толща стен
Это метрополитен
Стихотворение второе:
Объезжая пробки без блатных сигналов
Не пугаясь штрафов и лишенья прав
Я в метро поеду поперек кварталов
Время и пространство обогнав
И в толпе подвижной поплавком качаясь
Вместо пыльных улиц за окном машин
Любоваться буду лицами красавиц
Что на радость едут среди нас мужчин
P.S. Пока я искал стихотворения членов Союза писателей Москвы в интернете, обнаружилось ЖЖ-сообщество Стихи о Московском метро. К сожалению, оно не работает с 2005 года, а то бы Союз писателей, наверняка, смог бы обогатиться новыми членами. Потому что строчки типа "Под огромной Москвой // Быстро едет вагончик цветной. // Он бежит и поет //,
На платформах народ его ждет", безусловно, стоят строчек, которые крутят в метро.