Вот, знаете, два вроде бы независимых сюжета.
Сюжет первый. Не придумав ничего лучшего, в воскресенье вечером, когда в далеком Сочи заканчивался "Кинотавр", я решил сходить в кино на "Команду А". Столь непатриотичный выбор фильма был обусловлен двумя факторами. Во-первых, когда-то давно, когда трава была зеленее, а деревья выше, по одному из центральных каналов шел одноименный сериал. А во-вторых, смотреть больше в кинотеатрах столицы все равно было нечего.
В центре сюжета четверка военных - Ганнибал, Красавчик, Мердок и Баракус, которые трудятся на благо демократии в Ираке. Однажды они берутся за дело, в котором фигурируют ЦРУ и матрицы для печати фальшивых долларов, которые очень похожи на настоящие. Разумеется, вся эта миссия, которая достается героям на посошок (задание Ганнибал получает уже тогда, когда все члены легендарной команды собирают вещи для отъезда в родные США), оказывается одной большой подставой, и главных героев сажают в тюрьму. Все оставшееся экранное время они потратят на то, чтобы очистить свои имена от позора, который для них хуже лишения всяких званий и, тем более, военных пенсий.
В этом и без того незамысловатом фильме есть несколько моментов, которые вызывают прямо-таки детский восторг. В одном из эпизодов беспилотники сбивают над Германией похищенный командой транспортный "Геркулес", и вся четверка оказывается вынуждена спускаться на землю (в озеро, если быть точным) на танке. В другом Мердок готовит фирменные стейки с порохом, выдерживая их в маринаде из антифриза. Наконец, последняя битва героев с врагами, которая разворачивается в доках, приводит к затоплению огромного транспортного судна, которое, перед тем как последовать примеру "Титаника", успевает засыпать причал транспортными контейнерами (ну такими, знаете, метров по 20 длиной каждый).
Главное достоинство этого фильма - беззаботное веселье, которое неудержимым потоком льется с экрана и позволяет легко простить фильму очевидные натяжки в сюжете, законах физики и здравом смысле. Даже пришедшие на сеанс девушки - казалось бы, создания совершенно далекие от игр в солдатики - не могли противостоять обаянию этого боевика и хохотали заодно с парнями.
Сюжет второй. У нас на Ленте появилась фотогалерея с закрытия важнейшего российского кинофестиваля "Кинотавр". Там, среди прочих, встречаются фотографии вроде "режиссер Петров получает награду за лучшую женскую роль". Я когда впервые прочитал надпись - опешил. Вот, думаю, торжество унисекса, Россия впереди планеты всей и так далее. Однако оказалось, что все гораздо проще: актриса на церемонии награждения отсутствовала.
Возможно, актриса была занята, болела или ей просто не хватило в зале места - кто знает, вдруг проход на церемонию вручения наград был только по паспортам для режиссеров, продюсеров и членов их семей. Все это, однако, не отменяет общего ощущения уныния, которое производил этот праздник кинематографа.
Возникает вопрос: почему так? Почему у американцев совершенно нелепый (не хватало только танков с парусами) фильм оказывается приятным времяпрепровождением, а наше кино невозможно смотреть без зубовного скрежета и слез? Может быть, все дело в том, что наш кинематограф просто слишком велик для таких плебейских задач, как развлечение публики? Может, взращенные на Тарковском режиссеры не мыслят себе жизни без копания во внутреннем мире героев ("Жара"), сценаристы, учившиеся на фильмах Брагинского-Рязанова, не могут не вставить даже в комедийный сюжет актуальные вопросы бытия ("Любовь-морковь"), а актеры работают только по системе Станиславского, создавая образы многоуровневых глубоких героев (любой современный фильм про бандитов)?
Однако мне кажется, что дело вовсе не в серьезности или масштабности затрагиваемых тем, нет. Просто люди, которые трудились над "Командой А", делали это с удовольствием - сценаристам нравилось писать сценарий, актерам - играть, а режиссеру (к слову, мастеру криминального кино) - командовать всем этим безобразием. Так может, все дело не в могучих бюджетах, а в людях, которым нравится их работа?
P.S. Хотя нет, знаете, скорее все дело в бездуховности западного конформизма, совращающего умы молодых людей по всему миру и насильно насаждающего идеалы общества потребления. А еще в компьютерной графике и 3D-очках. Вот.