Грянувший на днях скандал с утечкой в интернет смсок абонентов "Мегафона" вызвал в российском обществе беспрецедентную дискуссию на тему прайваси (privacy), столь любимую западными правозащитниками. Параллельно с волной возмущения тем, как вопиюще нагло были попраны права мобильных пользователей, возникло и еще одно заметное течение - многие люди стали с удовольствием копаться в чужой переписке, сопровождая громким хохотом чтение вслух сообщений вроде "Валера, какой же ты козел! Ухожу к Андрею".
На самом деле косяк, допущенный техническими специалистами "Мегафона" (а это, безусловно, их косяк), какого-то страшного, непоправимого ущерба людям не нанес. Все-таки в открытый доступ попала не систематизированная переписка конкретных абонентов, а односторонние разрозненные сообщения. То есть ужас, но не ужас-ужас. В конце концов, у нас в России чего только не видали - вспомните хотя бы недавнюю утечку личных данных пользователей платежной системы ChronoPay. Согласитесь, номера кредитных карточек будут поинтереснее для мошенников, чем все эти "заи" и "чмоки", выплеснутые в открытый доступ в промышленных масштабах.
Косяк, пусть даже и весьма серьезный, может случиться с каждым - примером тому ежегодная ленточная коллекция смешных опечаток, регулярно пополняемая новыми перлами. Другое дело, что признавать собственные ошибки наши руководители и предприниматели по-прежнему не любят. В результате чего широкая публика могла наблюдать довольно идиотичный по своей сути обмен претензиями между пресс-службами "Мегафона" и "Яндекса", которые старательно пытались свалить вину за случившееся друг на друга.
Похоже, что "Яндекс" оказался втянут в эти распри не совсем по делу, так как если и провинился, то лишь в том, что его поисковый движок слишком хорошо индексирует все подряд. "Мегафон" сначала заявлял, что, дескать, никто другой кроме "Яндекса" чужие смски на свет божий не вытаскивал, однако представители поисковой системы опровергли эти заявления, выразив готовность даже предоставить скриншоты смс-сообщений "Мегафона" в поисковой выдаче Google и Bing. После этого дискуссия вроде как сдулась и вообще уже успела поднадоесть всем вокруг.
Честно говоря, во всем произошедшем более всего печалит не техническая некомпетентность мегафонщиков (справедливости ради, "Мегафон" сейчас является едва ли не главным мобильным оператором России - пока конкуренты отвлекаются на всякие внутренние дрязги, он усиленно строит все новые и новые станции связи), а жгучее нетерпение обычных пользователей и дорогих читателей копнуть поглубже в чужом грязном белье. Не говоря уж о последующих снобистских комментариях в духе "ну и народ у нас. сплошное быдло".
Дорогие читатели-чужих-смсок-вслух, вспомните, пожалуйста, свой собственный опыт общения в этом чертовски удобном для пересылки всяких прекрасно-ужасных глупостей формате. Неужели вы никогда не отправляли сообщений, за которые вам потом было стыдно или хотя бы неудобно? Ну, например, с вечеринки корпоративной или просто в порыве внезапно нахлынувших чувств, что-нибудь вроде "Снег идет..." Не обнаруживали наутро в собственном уютном бложике или микробложике что-нибудь эдакое, что вы вчера вообще не помните, как писали? Если и вправду никогда, то, пожалуй, мне скучновато было бы общаться с вами.
Это уж не говоря о том, что вообще чужие письма (кхм... спасибо, Кэп!) читать нехорошо. И более того (я же сказал... спасибо, Кэп!), просто-напросто вредно. Для кармы. Едва ли можно найти что-нибудь более разрушительное для отношений, чем секретное копание в смсках небезразличного вам человека, особенно если и поводов-то особых для этого нет. Так что, если вы, конечно, не журналист LifeNews, лучше воздержитесь от рытья в чужой помойке и поберегите свою карму на будущее. А то как бы вам самим однажды не пришла смска, отправленная в сердцах через интернет. Вот тогда можно будет зачитать ее вслух - все вместе посмеемся.