Представьте: вы открываете утреннюю газету или страничку любимого интернет-ресурса - и вместо скучных новостей о политических дрязгах в Европе или изменении фондовых индексов обнаруживаете сенсационную новость об открытии, которое изменит весь мир. На следующий день вы вновь видите на первой полосе заметку о прорыве, совершенном неприметными тружениками лабораторий. И послезавтра, и через два дня, и даже в выходные. Научно-популярные новости, которые сегодня не публикует только ленивый, могут стать увлекательнейшим и очень прибыльным чтивом - важно только правильно их подавать. И хотя некоторые ресурсы в совершенстве освоили науку увлекательного изложения материала, большинство изданий здорово проседают в этом вопросе. Специально для них - эта краткая инструкция о том, как изготовить сенсационную научную новость.
1. Заголовок - важнейшая часть новости. Именно его сперва видит читатель и решает, вникать ли ему дальше или перелистнуть страницу, а может, и вообще поглядеть другой сайт. Заголовок должен цеплять. Избегайте скучных и неопределенных фраз вроде "ученые предполагают" или "биологи выдвинули гипотезу". Только ударные фразы и только констатация факта. Сравните: "Ученые нашли частицу-претендента на роль бозона Хиггса" или "Физики наконец отыскали частицу Бога, завершающую картину мироздания"; "В геноме человека нашли часть ДНК неандертальца" или "Исследователи доказали, что современные люди занимались сексом с неандертальцами".
2. Суть нового исследования постарайтесь изложить как можно короче - ну кому интересно вникать в нудные подробности выращивания клеток или разбираться с непонятными физическими терминами. В интернете всегда найдется пара-другая бездельников, которые готовы часами копаться в напичканных длинными словами текстах статей и разгадывать, что имели в виду авторы. Вам достаточно просто воспользоваться их трудами и сжать всю эту невнятную заумь до удобочитаемого объема. Если бездельники нашлись только в англоязычном интернете, воспользуйтесь переводчиком гугла. Помните, что даже несколько предложений со словами "хроматограф", "секвенирование", "нейтроны" (и тому подобными) способны нагнать на читателя смертную скуку. Поэтому разбавьте описание эксперимента эмоциями. Скажем: "представьте, как непросто пришлось ученым" или "не без труда удалось им вырастить эту мышь".
3. Эмоции вообще чрезвычайно важны для правильной подачи научных новостей. Именно они должны удержать внимание читателя, которому, по понятным, в общем-то, причинам, наплевать на коллайдеры и ДНК. Согласимся, что вдохновенно изложить подробности наблюдения за какой-нибудь галактикой или - еще хуже - радиоуглеродного анализа древней черепушки довольно сложно, поэтому вкладывайте как можно больше страсти в ту часть новости, которая о прогнозах и перспективах работы.
Что? Вы вообще не собирались писать об этом? Даже не думайте: фундаментальные исследования, которые важны только для работы следующего поколения ученых, никого не волнуют. К несчастью, большинство научных статей именно такие. Примените творческий подход и подберите правильных экспертов. Ищите ученых, которые часто дают комментарии прессе и не стесняются красивых фраз. Никаких нудных очкариков, талдычащих про необходимость дополнительных исследований или недостоверность имеющейся статистики - они отвадят от вашей новости читателей пуще синхрофазотрона. Оценки эксперта должны звучать определенно и четко: "Это открытие перевернет представления людей о строении Вселенной", "Новое лекарство сулит человечеству скорейшую победу над раком", "Изобретение произведет революцию в энергетике".
4. Избегайте слишком длинных объяснений относительно места новой работы в общей научной картине мира. Во-первых, перечисление других похожих экспериментов в той же области - это скучно, а во-вторых, сравнение с предыдущими работами снижает остроту и актуальность конкретного исследования. Сравните: "До расшифровки генома русского ученые уже определили последовательности геномов людей многих национальностей" или "Отечественные исследователи совершили то, что до сих пор никто не делал - они получили последовательность генома русского".
Мы надеемся, что эти нехитрые советы позволят начинающим авторам легко освоить жанр регулярного написания научно-популярных новостей. Ведь просвещение - это самая благородная и ответственная часть миссии журналиста.