Москва готова покупать украинские долги. Киев намерен воспользоваться предоставленными Россией скидкой на газ и кредитом, чтобы пережить 2014 год без радикальных реформ — и продолжить повышение социальных выплат к президентским выборам, которые состоятся в начале 2015 года. Риск невозврата выданных Киеву миллиардов высок как никогда прежде. Но российские власти, кажется, этим мало интересуются. Вот и все итоги вчерашней встречи Владимира Путина и Виктора Януковича в Москве.
Оппозиция назвала Януковича предателем национальных интересов. При этом соглашения Москвы и Киева, по всей видимости, только усугубят украинский политический кризис. Украина наверняка имеет мало шансов искоренить нищету при участии евробюрократов. Но официальный Киев попросту не способен объяснить украинцам, как российские кредиты сделают их жизнь лучше. Никто этому официальному Киеву не верит, и, возможно, в этом есть своя правда.
Кремль повторяет свои собственные ошибки — наступает на грабли, которые как лежали на Майдане в начале нулевых, так и лежат там до сих пор. А главное, непонятно, чего Москва добивается от Киева в обмен на свои кредиты. Газовой трубы? Нового рынка в составе Таможенного союза? Лояльности правительства Украины? Сомнительно, чтобы Россия получила хоть что-то из вышеперечисленного, да и не требует она никаких гарантий от Киева. В связи с этим совсем уж неясно, почему Москва должна финансово поддерживать антиевропейский курс, который многие связывают с фигурой президента Украины.
На самом деле на Украине нет ни пророссийских, ни проевропейских политиков. На Украине есть политики, которые изо всех сил пытаются усидеть на двух стульях одновременно. В силу своей географии Украина вынуждена мотать головой — то на Россию, то на Европу. Виктор Ющенко когда-то пытался нарушить этот баланс и вылетел из политики. Янукович хитрее, но Москве и с ним надеяться не на что.
Сегодняшние действия президента Украины лишний раз подтверждают эту двойственность: он жмет руки западным политикам, пьет чай в подмосковных резиденциях — и нашим, и вашим. Но он ненадежный, опасный партнер, на которого нельзя делать ставку. Не сегодня, так завтра он покинет президентское кресло, как уже случилось с Ющенко — по крайней мере, рейтинги Виктора Федоровича стремительно близятся к тем жалким пяти процентам, которые собрал на своих последних выборах Виктор Андреевич. И России придется начинать заново.
Можно было бы рассматривать российские вложения как инвестиции в будущее евразийского проекта, но и это не так. Москва одинаково легко спонсирует режим Александра Лукашенко в Белоруссии, экономику Киргизии и отказ Украины от евроинтеграции. В Киргизии Россия присутствует вынужденно, опасаясь нестабильности в исламизирующемся регионе; в Белоруссии поддерживает своенравного тирана из экономических соображений. Украина в этом ряду — Поле Чудес, надежда на скорый урожай там примерно равна нулю. Да и вообще, смена власти в каждой из этих стран — мнимых сателлитов — может с легкостью перечеркнуть все договоренности. И на Украине, и в Киргизии это уже происходило.
Через 20 лет после распада СССР выясняется, что российская внешняя политика не менее упряма и одномерна, чем та, которой придерживались Советы и до сих пор придерживаются США. Даже еще упрямее и одномернее. Руководство СССР поддерживало деньгами сумасшедших и преступников во имя сохранения любой ценой советского блока и построения недостижимого коммунистического будущего. США, уверенные в своем превосходстве, десятки лет воюют за демократию, несут миссию, которая для многих американских лидеров является абсолютной святыней, пусть даже над ней посмеиваются за рубежом. За что бьется Россия сегодня — понять в принципе невозможно. Но она упрямо продолжает этот бой, размахивая мешком с деньгами.