В детстве у меня была любимая игрушка — гэдээровская железная дорога. Паровозики, вагончики да и само полотно были сделаны с такой педантичной заботой о ребенке, что на их покупку советские родители денег не жалели. В том числе и потому, что отечественный производитель подобной заботой о детях радовал куда меньше. А как мне завидовали приятели! Я стал обладателем мечты, и она автоматически делала меня первым среди равных.
Примерно так же ощущали себя и некоторые отечественные бизнесмены, которых витиеватые дорожки коммерции завели в российский спорт. Обладание клубом стало для них проявлением статуса — настоящий мужчина непременно должен рулить какой-нибудь командой. А еще лучше, целым видом спорта!
При этом подавляющее большинство людей хватких и далеко не глупых отдавали себе отчет, что этот руль никаких материальных дивидендов в нынешних российских реалиях им не принесет, а любой поворот в ту или иную сторону обернется лишь дополнительными финансовыми затратами. Но спорт для них был чудесной гэдээровской игрушкой, а потому каждый новый вагончик требовал следующего нового вагончика, а то и нового паровозика.
Начиная с 90-х годов количество игрушечных железных дорог в отечественном спортивном хозяйстве непрерывно росло. Забавно и символично, что вершиной ажиотажного спроса на вагончики-паровозики стала покупка бразильского футболиста с игрушечным прозвищем Халк. Приобретение героя комиксов обошлось в 50 миллионов евро и обеспечило его счастливому обладателю глобальный «респект и уважуху» среди коллег вагоновожатых.
И вот тут, благодаря стечению некоторых неблагоприятных макрополитических и экономических обстоятельств стоимость иностранных игрушек неожиданно возросла вдвое. И пришло запоздалое откровение, что спорт, хоть давно уже и стал государством в государстве, но живет он по все тем же жестким законам рынка и на изменение экономической ситуации вынужден реагировать едва ли не в числе первых.
«Основатель и владелец розничной сети «Магнит», бизнесмен Сергей Галицкий в уходящем году лишился около 5,2 миллиарда долларов» — ретвитнув на своей страничке сообщение одного из новостных сайтов, владелец ФК «Краснодар», который считается едва ли не идеальной моделью рентабельного российского клуба, будто расписался в невозможности хоть как-то повлиять на случившийся кризис. Но если уж на финансовом эшафоте оказался столь эффективный и уважаемый менеджер, сам всегда решавший, сколько денег он может вложить в любимую игрушку, то о чем теперь говорить руководителям команд, которые всегда были вынуждены ждать чужих денег. А таких у нас большинство.
Оставим в этой ситуации вопрос «кто виноват?» и обратимся к куда более конструктивному «что делать?». Как поступить клубам, чья зарплатная ведомость в течение каких-то двух недель увеличилась как минимум вдвое? Не секрет, что оклад игроков большинства отечественных команд (причем не только легионеров, хотя их — в первую очередь) жестко привязан к курсу иностранных валют. Владельцы российских клубов, уже привыкшие к умеренному дефициту бюджета, неожиданно встали перед жесткой необходимостью его секвестра. Причем в кратчайшие сроки.
Резать по живому придется всем. Это уже неизбежная мера. Главная задача в нынешних реалиях заключается в том, как это сделать грамотно и с максимальной пользой для отечественного спорта. Да, я наивный. И продолжаю верить, что это может произойти.
Все идет к тому, что в ближайшие месяцы количество легионеров в клубах — и не только футбольных — значительно сократится. Владельцы просто не потянут их зарплаты. И даже если какой-нибудь «Газпром» заартачится, его заставят. Причем сверху. О введении потолка зарплат в том же российском футболе говорили давно. А тут ситуация сама кричит, что пора от риторики перейти к практике. По жизненным показаниям!
Все мы постоянно жалуемся на отсутствие положительных сдвигов в спорте номер один, который вот уже добрых десять лет варится в собственном соку — практически все игроки футбольной сборной выступают на родине, где им платят такие зарплаты, что в западные клубы им и ехать незачем. Теперь дома им столько платить уже не будут. А значит, появляется стимул ехать играть за рубеж. Пришла пора нашим парням показать Европе товар лицом. Даже несмотря на санкции. Да, уровень конкуренции там будет другим. Но не конкуренция ли является основным двигателем прогресса?
Когда мальчики, для большинства из которых спорт заканчивался с первым же контрактом, перестанут получать большие деньги, они, возможно, вновь увлекутся чем-то еще, кроме девочек, ночных клубов и спорткаров. Например, все тем же спортом.
***
Куда уходит детство,
В какие города,
И где найти нам средства,
Чтоб вновь попасть туда?