По законам жанра выборов без интриги не бывает — ни одно общество не готово без условий вручать власти мандат на продление ее полномочий. Отнюдь не являются исключением в этом ряду и грядущие президентские выборы в Белоруссии, которые состоятся 11 октября. Правда, интрига там оказывается совсем нетривиальной. И белорусской власти, чтобы разрешить ситуацию в свою пользу, придется решать весьма непривычные для себя проблемы.
Ключевая проблема белорусской политики — спасение оппозиции, ставшей жертвой противоречивой политики Запада в отношении Украины. Слишком очевидное и потому явно циничное отделение прагматики принимаемых решений от традиционно декларируемых ценностей «обнулило» в глазах белорусов значимость ценностей демократии. Декларации оппозиционеров о защите этих ценностей и ранее неизлечимо страдали отсутствием привязки к экономическим реалиям страны, а теперь и вовсе превратились в чреватую дестабилизацией и потому вызывающую опасения абстракцию. Другой же повестки дня у оппозиции нет, и уже явно не будет, в силу чего новая ситуация на корню ликвидирует даже видимость серьезности ее претензий на власть в стране.
Президентские выборы 2015 года могут превратиться в фактическое самоубийство белорусской оппозиции, что лишит власть привычного, понятного и комфортного оппонента. Кроме того, это будет выглядеть совершенно недемократичным с точки зрения Запада развитием ситуации в стране, что способно послужить поводом для пролонгации санкций в отношении Беларуси. В результате все белорусские внешнеполитические достижения последнего времени в рамках минского процесса по урегулированию украинского кризиса, где Минск закрепился в качестве единственного пока международно признанного и в силу этого незаменимого игрока, пропадут даром.
Вот и получается, что белорусской власти придется взять на себя совершенно непривычную для нее задачу сохранения политической субъектности оппозиции. Но решаема ли эта задача в принципе?
Вторая проблема, следующая из первой, — сложившийся общественный консенсус в отношении переизбрания Александра Лукашенко. Население Белорусии в подавляющем большинстве сегодня готово проголосовать за него, тем самым выступив за сохранение существующего статус-кво. Но именно поддержание статус-кво и оказывается под вопросом, серьезность которого с течением времени только нарастает. Так, падение цен на нефть в значительной мере обесценило белорусский экспорт на Запад, куда Минск традиционно поставляет продукты нефтепереработки. Падение же курса российского рубля в свою очередь обесценило белорусский экспорт в Россию. Экспортные доходы Белоруссии уже снизились почти на четверть, что для экспортоориентированной экономики крайне тревожно. Компенсировать это падение в условиях глобального кризиса набором привычных средств невозможно.
Александру Лукашенко для того, чтобы спасти устоявшийся социальный контракт, придется изобретать совершенно нетривиальные ходы и решения, которые, будучи заявленными в ходе избирательной кампании, затем должны будут стать основой белорусской политики на его новый президентский срок.
Явное препятствие для Лукашенко на этом пути — сложившаяся структура белорусской бюрократии. В рамках новых задач она не демонстрирует эффективности.
Белоруссия до сих пор не смогла договориться с Москвой об участии своей промышленности в российских программах импортозамещения. А ведь эта рыночная ниша крайне заманчива — по подсчетам Евросоюза, товарооборот между Россией и ЕС упал на 100-120 миллиардов долларов. Импортозамещение может стать неоценимым ресурсом развития Евразийского союза на годы вперед. Однако этой возможностью сегодня пользуется разве что Китай, существенно нарастивший свой экспорт в Россию.
В этом плане у Александра Лукашенко не просматривается иного варианта, кроме как выход за пределы Белоруссии, на уровень всего Евразийского экономического пространства. Задача элементарного самосохранения белорусской промышленности не решается без изменения правил игры.
И направление реформ здесь, в общем-то, вполне очевидно: промышленность заметно оживает уже при разделении рисков между заемщиком и финансистом, когда последний не получает проценты, а участвует в прибыли. По сути, это близко к практикам исламского и христианского банкинга (последний известен под названием «комменда»), прямо запрещавшим заработок на убытках заемщика и тем самым делавшим невозможным само возникновение финансовых пузырей. Об использовании «комменда» как способа защиты национальной экономики в период углубления глобального кризиса все чаще говорят и в России, и на Западе. Однако пока еще никто из политиков мира не предложил этого в качестве политического решения.
Очевидно, что Александру Лукашенко, спасая свой социальный контракт с Белоруссией, придется опробовать на себе и роль законодателя финансовой моды в ЕАЭС. При этом решение о внедрении на просторах ЕАЭС христианского банкинга будет иметь кумулятивный эффект, приведя к реанимации промышленной культуры в Белоруссии, России и Казахстане. Однако одновременно это и серьезный вызов для бюрократии: чиновник у нас хорошо знает, что за бездействие его наказать практически невозможно, тогда как инициатива может быть наказуема. Удастся ли переломить эту инерцию — вопрос открытый.
Сегодня для Александра Лукашенко возникает та самая ситуация, которую замечательно описал устами королевы в «Алисе в стране чудес» Льюис Кэролл: иногда, чтобы оставаться на месте и сохранить статус-кво, надо бежать еще быстрее. И во имя сохранения стабильности внедрять заведомо радикальные, но явно оздоравливающие новации.