На этой неделе журналистка «Комсомольской правды» Ульяна Скойбеда, известная фразой про «абажуры из либералов», поддержала флешмоб в честь 1937-го года.
«Медиагруппа "ТТ" и "Сталин-центр" призывают вас к участию во флешмобе "Поможем вспомнить 1937-й!". Больше позитива и радости 1937-го года разлива — в ленту!!! #вспомним37» — призвала она на своей странице в Facebook. И дальше, внезапно перейдя на язык уголовников: «Пацаны, ответку получите. За базар отвечать надо, пацаны, конкретно отвечать, без базара, в натуре».
«Ответка» предположительно направлена в адрес прошедшего в минувшие выходные фестиваля «Остров 90-х» и массовой публикации в соцсетях фотографий из 90-х годов с плохо одетыми, но молодыми и веселыми людьми.
«Остров 90-х» — проект культурологический, гуманитарный. Сбор свидетельств, который лучше проводить, пока участники событий еще не умерли и не впали в маразм. Никому не воспрещалось размещать любые фотографии — хоть радостные, хоть жуткие. Почему же этот нейтральный проект вызвал целый ряд разоблачающих передач по телевидению и упомянутую «ответку» со стороны сталинистов?
«Выходит, кому-то выгодно, чтобы девяностые перестали быть "лихими"?» — бдительно спрашивали в программе «Вести». И экономист Михаил Делягин там же отвечал: «Смысл заключался в том, что нам нужно всем вернуться в девяностые годы. <...> Это было лучшее время нашей страны, давайте повторим его прямо сейчас. <...> Наши либералы <...> прилагают огромные усилия для того, чтобы вернуть девяностые годы, когда вся власть принадлежала им».
Оставляя в стороне вопрос, почему по поводу культурологического события высказывается экономист, обратим внимание на глаголы «повторить», «вернуть» и «вернуться». Это характерный дискурс последних лет: что прошлое можно повторить («прямо сейчас»). В рамках этого дискурса общество перестало говорить о будущем: когда последний раз мы слышали внятные планы на ближайшие двадцать-тридцать лет? Россия словно собирается жить в прошлом и только выбирает, в каком именно. «Сталин-центр» и Ульяна Скойбеда лоббируют тридцатые годы, а редакторы «Вестей» всерьез сражаются с фотографиями из девяностых, потому что время в этом дискурсе функционирует как дорога, по которой можно идти в обе стороны.
Это магическое ощущение мира, свойственное первобытным племенам. Подобное представление объясняет, почему инициатива «Кольты» вызвала столько ненависти: «Кольту» заподозрили в попытке наколдовать не в меру свободные и «лихие» 90-е, когда часть общества пытается наколдовать сталинский СССР, а нет ничего более враждебного для колдуна, чем другой колдун.
Такое представление о мире проявляется не только в отношениях со временем. Магическое сознание заставляет своего носителя верить в могущественные силы (жидомасонов, Ктулху или инопланетян), тайно вредящие стране на протяжении веков, а также в то, что судьба России загадочна и непредсказуема.
«Случайно и вопреки всему мы выживаем, когда нельзя выжить, мы завоевываем новые горизонты, когда враги уже уверены, что нас разворовали, вопреки чиновничьему беспределу, бюджетным махинациям, странным политическим авантюрам достигаются все новые и новые высоты. Судьба России — феномен», — пишут сторонники возврата во времена Российской империи. Если посмотреть на уровень жизни, то «новых высот» на самом деле не достигнуто; это не рациональный текст, это — заклинание.
Магия, как пишет Джеймс Фрэзер в своем исследовании магии и религии «Золотая ветвь», основана на двух основных логических заблуждениях: во-первых, что желаемого результата можно достичь, просто имитируя его; во-вторых, что вещи, находившиеся однажды в контакте, могут влиять друг на друга и после того, как их разъединить, как если бы контакт между ними все еще сохранялся.
Магию, основанную на первом из этих заблуждений, он называет имитационной, а магию, основанную на втором, — контагиозной.
У нас, как можно заметить, чаще практикуется имитационная магия. Взрослые мужчины наклеивают на свои автомобили стикеры «На Берлин!» и таким образом магически воссоединяются с предками в победе над фашистами, присваивая себе мужество дедов и превращая «жигули» и «ауди» в танки. Это такие же попытки заговорить реальность, как наклейки «Обаме вход воспрещен» на сельпо, где Обама никогда не окажется даже в своих снах, — с помощью наклейки сельпо превращается в место, куда президент США мучительно стремится и которого никогда не сможет достичь. Цель достигнута: владелец сельпо магически победил Обаму! Сравните с действиями первобытных охотников, поражающих копьем изображение оленя.
Все это очень простодушно и на первый взгляд безобидно, однако снижает конкурентоспособность общества, потому что магическое сознание не дает строить правильные связи между причиной и следствием. Для успеха дела важно понимать, что не «ветер подул, потому что деревья качались», а наоборот, — тогда станет ясно, что можно не тратить ресурсы на раскачивание деревьев в попытке вызвать ветер.
Чтобы посрамить коварные планы тайного мирового правительства под управлением жидомасона Ктулху, достаточно понять, что магия не работает, и начать строить рациональные планы на будущее. Учитывая при этом, что, как правильно заметил в двухтысячном году Буш-младший, «прошлое прошло».