Ежегодно рекрутинговая компания Hays совместно с Oxford Economics проводит масштабное исследование национальных рынков труда. Один из важных параметров — уровень гибкости системы образования, способность учебных заведений адаптироваться к запросам работодателей. Россия, согласно The Hays Global Skills Index 2015, набирает 6,9 балла из 10 возможных. При этом благоприятной оценкой в данной методике считается 5 баллов и ниже. Например, Великобритания по данному показателю набрала 4,3 балла.
Получается, что наши образовательные стандарты не соответствуют потребностям бизнеса. И мы в ABBYY столкнулись с этим на собственном опыте. Ежегодно к нам в компанию приходят работать десятки людей, большая часть которых — инженеры, программисты и лингвисты. И, как правило, они обладают серьезной теоретической базой, но совсем не умеют применять полученные знания на практике. Это системная проблема, которую нужно решать. Понимая это, мы, Яндекс, Mail.Ru и другие компании в России ведем серьезные образовательные проекты, сотрудничая со школами и ведущими вузами. Но этого недостаточно.
Новые специалисты, которые будут работать с дополненной реальностью, заниматься искусственным интеллектом, IT-медициной и цифровой лингвистикой, владеют профессиями на стыке электроники и биотехнологий, должны обладать особыми качествами и мышлением. И совершенно очевидно, что таких людей будущего нельзя обучать по старой модели.
Во-первых, школьникам нужны межпредметные знания. Как сейчас построено обучение в России? Детям преподают математику, физику, химию. С каждым годом учебные программы становятся глубже, предметов становится больше. Но по-прежнему очень часто учителя забывают перебрасывать между ними «мостики». А чем ближе к ЕГЭ, тем меньше внимания уделяется тем смежным и важным дисциплинам, которые, на первый взгляд, не нужны для выбранного учеником факультета.
Вспомните синусы и косинусы. Зачем они вообще нужны? Пригодится ли это вне кабинета математики? Да, непременно — для понимания колебаний, переменного электрического тока. Поэтому эта тема сначала возникает в математике, а потом вновь появляется в физике.
До тех пор, пока процесс образования разделен между предметами, до тех пор, пока между ними не будут выстраиваться параллели, — ребенок не поймет, зачем ему нужны эти синусы и косинусы. И уж тем более, с такой «узкоспециальной» подготовкой он никогда не сможет сделать инновационный прорыв на стыке математики, физики, биологии и лингвистики.
Приучать школьника спокойно ориентироваться в самых необычных «межпредметных» комбинациях помогают практические работы, проекты, позволяющие использовать знания из разных областей. Так ребенок понимает, зачем он все это изучал, где это можно применить. Этот подход развивает феноменально важный навык — моделирование, когда вы описываете жизнь упрощенной моделью. Так уже обучают детей, но далеко не во всех школах. Есть еще одна сложность: до конца не ясно, какие критерии успешности применять в рамках проекта к конкретному ребенку. Такая система оценок еще не разработана, что сильно тормозит процесс.
Вторая полезная штука — коллективная проектная деятельность, которой часто пренебрегают в школьном образовании. Обычно гораздо больше внимания уделяется фактору соревновательности и сравнению — по оценкам, скорости сдачи работ, количеству отжиманий. Это хороший инструмент для развития личностных качеств. Но, например, скоростное мышление, требуемое для успеха на предметных олимпиадах, присуще не всем талантливым людям. И есть много удивительных ученых, которые сбиваются под прессингом временных ограничений, но расцветают, когда могут работать без суеты соревнования. Это люди — «исследователи».
Сегодня большое не делается в одиночку, и общество остро нуждается в командных игроках — и «олимпиадниках», и «исследователях». Нужна команда. И эта команда должна уметь правильно и слаженно работать — оценивать ситуацию с разных позиций, распределять роли, разговаривать на одном языке. И тут на одних предметных (и даже межпредметных) знаниях никуда не сдвинуться — необходимо формировать компетенции:
• коммуникативные (рассказать о проекте, поработать в команде, обсудить рабочий процесс);
• познавательные (изобрести, как сочетать разные знания и применять их в рамках задачи);
• регулятивные (распланировать свое время в рамках проекта).
Все они есть во ФГОСах (Федеральных государственных образовательных стандартах), но напрочь вылетают из школьной программы. А ведь лучшего способа мотивировать ребенка учиться и получать знания не найти.
Мотивация — это третья необходимая составляющая для обучения специалистов будущего. Есть такой детский фильм «Полианна». В нем предельно ясно рассказано о мотивации. Этому можно и нужно научить! Если ребенок не создает сам для себя интересности, он впадает в депрессию. В нее часто впадают и взрослые, которым не объяснили эту истину, которые не замотивировали себя, не увлекли. Из этого состояния можно выйти, но изменить сформировавшегося человека очень сложно. А вот ребенка — гораздо легче.
Когда образование не выводит на практическую применимость, ребенок замыкается. Он теряет смысл: «зачем все это происходило?», «как мне это пригодится?», «зачем я это учу?». Чтобы не заработать двойку? Да просто «надо» — надо вовремя сдать задачу, надо получить оценку, написать контрольную. Негативная реакция со стороны родителей — довольно сомнительная мотивация, которая с периодом взросления будет иметь все меньший вес.
А что если ребенок сможет сам сделать робота? Собрать летательный аппарат? Да хотя бы починить компьютер? Когда ребенок понимает практическую пользу, у него есть настоящий мотив. И появляется «хочу». Хочу понять, как это работает, разбираться в этом, как папа, изобрести что-то новое. И это абсолютно другое восприятие процесса обучения. На интересе и мотивации можно сделать гораздо больше! Нельзя приказать стать ученым. Это должно понравиться, прийти изнутри.
Детей нужно обязательно приземлять на жизненные ситуации и давать возможность использовать теоретические знания на практике, в жизни. У нас этот момент часто упускается. Мы учим детей сложению, вычитанию, умножению, нахождению синусов и косинусов, но не учим интересно применять эти знания. Это — брак.
С другой стороны, не нужно питать иллюзии, что все можно построить на мотивации («хочу»). Успешный человек конечно должен обладать сильной волей, позволяющей, сцепив зубы, добиваться результата, когда никакой мотивации уже давно не осталось. Только сочетание воли («надо») и мощной начальной мотивации («хочу») обеспечивает впечатляющий результат. А значит, мы должны учить детей оценивать свои силы, распределять ресурсы и понимать, что достижение цели — это постоянная кропотливая работа, которая очень редко дает моментальный эффект. Когда-то нужно требовать что-то сделать во что бы то ни стало. Когда-то — выстраивать игру и создавать мотивацию. В учебном процессе мы должны показывать траекторию движения, отмечать точки, на которых мы находимся, маленькие успешные шажки, из которых строится что-то большое, и не забывать отвечать на вопросы о целях и пользе конкретных знаний.
И наконец, немного романтики. В душе всегда должен быть баланс между физикой и лирикой. Нужно растить не просто профессионалов, решающих математические или физические задачи, а людей, которых примет общество. Мы должны дать детям правильные социальные навыки и хорошую гуманитарную подготовку, чтобы они нашли свое место в социуме, стали счастливыми и полностью реализовались. Успешный исследователь должен быть развит во всем. А действительно важное и лучшее создают те, кто хочет сделать мир лучше. Как бы громко это ни звучало.
К слову, с 2013-го года индекс адаптивности российской образовательной системы снизился (то есть улучшился) на 0,6 балла. И за последние пару лет вопросам образования уделяется значительно больше внимания. Школам нужно и дальше быть смелее и прогрессивнее: активнее экспериментировать с внедрением проектного обучения, организовывать работу преподавателей различных дисциплин для построения межпредметных связей, стимулировать совместную работу учеников, налаживать взаимодействие между ними и наставниками. Когда мы придем не только к пониманию, что изменения необходимы, но и будем планомерно их внедрять — начнется самое интересное!