От нефтяной и газовой зависимости к инновационной экономике можно перейти, только развивая собственное импортозамещающее производство и создавая условия для экспорта продукции высокой переработки. Развитию производства можно посвятить не один экономический трактат, но необходимо разобраться и во второй составляющей — экспортной. На этом пути российским экспортерам приходится пройти через серьезные тернии для того, чтобы отечественный товар был представлен за рубежом. Сегодня на примере алюминиевой отрасли попробуем рассмотреть всего лишь один аспект, препятствующий развитию отрасли, — процедуру возмещения «экспортного» налога на добавленную стоимость (НДС).
По итогам прошлого года из России за границу было вывезено 3,481 миллиона тонн необработанного алюминия, что на 0,6 процента выше результата 2015 года, согласно данным Федеральной таможенной службы (ФТС). При этом поставки первичного алюминия в страны дальнего зарубежья незначительно выросли — лишь на 0,2 процента, до 3,414 миллиона тонн, в то время как в страны СНГ показатель подскочил на 38,2 процента, до 67 тысяч тонн.
Иначе ситуация складывается с экспортом алюминиевых полуфабрикатов, то есть продукции с высокой добавленной стоимостью. Поскольку ФТС не публикует эти данные, по неофициальной оценке, реализация за пределы России плоского алюминиевого проката может достигать 50 процентов, тогда как алюминиевые профили, фасонное литье или радиаторы почти не продаются на внешний рынок, вопреки желанию производителей.
Между тем экспорт алюминиевых полуфабрикатов мог бы значительно вырасти, если бы его не блокировали сложности, связанные с исчислением НДС.
Зачастую при экспорте продукции сумма налоговых вычетов может превышать размер взимаемого НДС. Согласно действующему законодательству, экспортерам предоставляется право на возмещение разницы в заявительном порядке. Однако такая процедура возмещения возможна при условии, если сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых за последние три года, предшествующих году, в котором подается заявление, составляет не менее 10 миллиардов рублей.
В результате круг экспортеров, имеющих право на использование заявительного порядка, сужается за счет большого числа малых и средних предприятий. Это обусловлено прежде всего порогом в 10 миллиардов рублей, а также отсутствием трехлетней «экспортной истории», так как подобные предприятия могли выйти за рубеж в 2015 или 2016 годах. Для устранения такого дисбаланса логично было бы снизить размер суммы вышеназванных налогов с 10 миллиардов рублей до 1 миллиарда рублей, одновременно ограничив период их исчисления одним календарным годом.
Вдобавок, вычеты НДС в отношении операций по реализации товаров, облагаемых по ставке 0 процентов, производятся на момент определения налоговой базы, то есть в последний день квартала, когда собран полный комплект документов, подтверждающих право на применение этой ставки.
Компании же, реализующие алюминиевую продукцию и на внутреннем, и на внешнем рынках, вынуждены по специальной методике рассчитать сумму «входного» НДС, приходящуюся на товары, отгруженные на экспорт. Затем им на дату расчета необходимо восстановить «входной» НДС, принятый ранее к вычету в отношении до этого экспортированной продукции. После же подтверждения права на применение нулевой ставки восстановленный налог вновь надо принять к вычету, заявив его в периоде подтверждения экспорта (в квартале, когда собран весь пакет подтверждающих документов в пределах 180 дней).
Фактически речь идет о сложном процессе, в ходе которого может быть допущена ошибка даже высококвалифицированным бухгалтером, и как результат — проверки со стороны налоговой инспекции.
Стоит отметить, что при применении ставки НДС в размере 10 процентов или 18 процентов подобных трудностей не возникает. Поэтому было бы экономически целесообразным усовершенствовать получение налоговых вычетов в отношении экспортируемых алюминиевых полуфабрикатов по аналогии с общим порядком принятия НДС к вычету.
Кроме того, экспортеры обязаны направлять в налоговые органы бумажные копии документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы России. Этот процесс весьма трудоемкий и требует использование большого количества бумаги.
Еще одной мерой, которая существенно облегчила бы администрирование НДС, мог бы стать электронный документооборот между федеральными ведомствами. В частности, между ФТС и Федеральной налоговой службы. Внесение в налоговое законодательство вышеназванных предложений действительно может привести к росту экспорта отечественной конкурентоспособной продукции, увеличению валютной выручки российских предприятий и повышению налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. Безусловно, претворение этих предложений в жизнь станет мощным драйвером для развития всех отраслей российской экономики и выход высокотехнологичной и инновационной продукции из РФ на международные рынки.