На этой неделе начал работу новый, VI созыв Общественной палаты РФ. Теперь предстоит обрисовать задачи, стоящие перед нами на следующие три года работы. Ключевая из них — совершенствование механизма взаимодействия общества и власти.
Общественная палата — главный экспертный орган в России, отслеживающей формирование актуальной повестки дня. Мы призваны обеспечить интересы самых незащищенных слоев общества, дать голос тем, кто не привык громко говорить, или тем, кого не привык внимательно слушать. Поэтому Общественная палата объединяет весь некоммерческий сектор страны, самые разные организации, представляющие практически все сферы общественной деятельности. В обсуждении новых законопроектов, общественно значимых государственных инициатив задействованы не только 168 избранных членов палаты, но и огромное количество сторонних экспертов и участников слушаний, дискуссий, круглых столов.
Практика так называемых нулевых чтений отлично себя зарекомендовала и, по нашему мнению, должна быть расширена. Правительственные программы, перспективные планы различных министерств, инициативы президента и отдельных законодателей во всех тех случаях, когда они заметным образом могут повлиять на жизнь наших сограждан, должны обязательно получать заключение Общественной палаты. Именно эксперты-общественники способны выявить опасные недоработки, нестыковки в предлагаемых законопроектах и дать рекомендации по их устранению. Даже самый квалифицированный депутат, с большим опытом в отдельно взятой сфере деятельности, любой высокопоставленный чиновник со своим могучим аппаратом не могут поспорить в компетентности с экспертами, годами занимающимися частными и очень конкретными проблемами.
Например, совсем недавно президент подписал указ об объявлении 2018-2027 годов Десятилетием детства. Совет Федерации объявил о наличии неких наработок по теме на ближайшие три года, правительство также готово принять активное участие в этой программе. Но кому как не Общественной палате стать местом для обсуждения этих планов? В состав палаты входят представители десятков организаций, работающих с детьми и их родителями, и они, безусловно, могут дать более качественные рекомендации по Десятилетию детства, чем чиновники, занимающиеся детьми по долгу службы.
В самое ближайшее время нам предстоит обсудить масштабный проект пенсионной реформы, чтобы учесть самые современные методы повышения эффективности пенсионного обеспечения: корпоративные пенсии, индивидуальный пенсионный капитал, инвестиционные фонды, использующие пенсионные накопления. Современные пенсионеры более ответственно подходят к формированию своей будущей пенсии, они готовы пользоваться новыми инструментами, способны самостоятельно распорядиться накопленными деньгами. Наша задача — сделать этот процесс понятным и удобным, обеспечить для этого все необходимые условия и с точки зрения законодательства, и с точки зрения информирования граждан о новых возможностях.
Предстоит также обсудить вопрос налогообложения самозанятых граждан. Касающиеся их поправки в Налоговый кодекс, предложенные Советом Федерации, вступают в силу уже с 1 января 2019 года. Но до сих пор мы не можем быть уверены, что интересы миллионов россиян, которых затронут эти нововведения, полностью учтены. Эксперты Общественной палаты должны, прежде всего, окончательно и однозначно определить категории самозанятости, дать четкое определение этому понятию. Чтобы эта система правильно заработала, мы должны обеспечить меры максимального содействия гражданам в покупке патентов и, с другой стороны, убедить их в необходимости вести легальный бизнес по новым правилам.
Во время работы предыдущего созыва палате удалось добиться существенного совершенствования законодательства в области содействия НКО, обеспечения поддержки некоммерческих организаций и их проектов. Но здесь, безусловно, еще остается широкий горизонт для дальнейшей работы. Давно назрел вопрос законодательного обеспечения волонтерского движения. Общественная палата выступает за всемерное развитие волонтерского движения, расширение числа россиян, участвующих в добровольческой деятельности на постоянной основе. Это требует формирования соответствующей нормативно-правовой базы, и Общественная палата должна стать локомотивом этого движения, предложить концептуальную модель взаимодействия территориальных органов исполнительной власти и добровольческого сектора, создать и внедрить пилотную модель в нескольких регионах, чтобы перенести этот опыт на федеральный уровень.
Также мы не должны забывать о создании комфортной среды для граждан с ограниченными возможностями. Мы планируем развивать и совершенствовать опыт по внедрению инклюзивного образования в российских школах, продолжать сложную и долгую работу по созданию доступной среды для инвалидов, повышать качество контроля оказываемых социальных услуг в регионах и многое-многое другое.
Предстоит очень много и другой, не менее важной работы. Но при этом важно помнить, что Общественная палата — это вовсе не орган власти, это, прежде всего, общественная инициатива, которая так или иначе должна дистанцироваться от интересов государственных органов и сосредотачиваться на защите интересов общественных. Исходя из этого мы будем стараться формировать альтернативную «народную повестку» для власти, подкрепляя ее экспертными заключениями. Это тот самый шанс для власти услышать не просто выкрик из толпы, но взвешенное, продуманное и актуальное мнение, не теряющее своей связи с чаяниями людей.