Николай Фоменко, президент компании Marussia Motors
Сможет ли российский суперкар составить конкуренцию мировым брендам? 10 сентября в Москве открылся первый автосалон по продаже российских суперкаров Marussia. На данный момент в линейке компании представлены две модели, сборка которых уже развернута в российской столице, а в ближайшее время будет развернута еще в Германии и Бельгии. Через год в линейку добавят внедорожник, который планируется выпускать тиражом до 10 тысяч автомобилей в год. Будет ли и дальше расширяться модельный ряд Marussia? Как компания оценивает свои перспективы на отечественном и на международном рынках? Какие инвестиции потребовались, чтобы построить первый российский суперкар? Планирует ли фирма конкурировать с крупными мировыми производителями серийных спорткаров, вроде Ferrari или Lamborghini? Кто стал первым покупателем "Маруси"? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.Ру" ответил президент компании Marussia Motors, автогонщик и бизнесмен Николай Фоменко.Николай, добрый день! Очень рад, что Вы занялись производством.
1. Как Вы оцениваете и ощущаете себя в роли топ-менеджера автопроизводителя?
2. Какие основные проблемы Вы уже ощутили и ожидаете при развитии Вашей компании?
3. Расскажите пожалуйста о Вашем бизнес-плане на ближайшие годы.
Здравствуйте!
Сперва хотел бы Вас поздравить с запуском производства. Для России это праздник, сам знаю каково это открывать и вести бизнес в нашей стране.
Теперь собственно вопросы.
Есть ли у Вас программа качества производства, разработана она Вами, взята откуда то?
Удаётся ли её внедрять, удовлетворяют ли результаты?
Есть ли проблемы с комплектующими, проводите ли тендеры?
На сколько сложно в этой сфере найти грамотных специалистов (от техника и инженера до управленца)?
Какой у Вас штат сотрудников?
Оправдались ли ожидания от запуска производства, что превзошло, что разочаровало?
С какими основными сложностями пришлось столкнуться Вам? И если не секрет, как Вы их решали?
Спасибо. Искренне желаю успехов и процветания.
1. Я, к сожалению или к счастью, не топ-менеджер. Я отвечаю за все. Если сказать точнее, я все время ощущаю себя матерью перед началом свадьбы, которая проходит не в ресторане, а дома, когда нужно успеть и то, и это, и пятое-десятое.
2. Прежде всего - это человеческий фактор. Очень сложно найти профессионалов. Мы их ищем, и это, пожалуй, самая трудная работа из всех. Главное – это люди, все остальное решается.
Насколько сложно в этой сфере найти грамотных специалистов (от техника и инженера до управленца)?
Очень трудно, как и в любой сфере. Тем более, что мы работаем с экстрасовременными технологиями. У нас огромный компьютерный кластер. То есть все мои сумасшедшие идеи в общем и целом воплотились. Нам пришлось даже открыть учебный класс, чтобы обучать людей работать с новыми технологиями, несмотря на то, что наши сотрудники в основной своей массе очень молодые, только что закончившие университеты и институты.
Повторюсь, это огромная проблема. Нам очень сложно найти необходимых специалистов. Мы постоянно в поиске, перед запуском завода мы проводили порядка 80 собеседований в неделю. К сожалению, образовательный ценз большинства очень низкий.
А ведь еще необходимо следить за тем, что происходит в наукоемкой сфере. В условиях свободного рынка компании сами заинтересованы вкладываться в науку, участвовать в исследованиях. Marussia Motors – классический пример такой модели. Мы стараемся не пропускать изобретателей с достойными идеями. В России иногда случаются некоторые прорывы в этой сфере науки, но это, конечно, в основном, благодаря людям старшего поколения, уровень подготовки у молодежи иногда просто чудовищный.
Как к вам можно попасть?
Позвонить по телефону, контакты есть на сайте. Мы готовы рассматривать любые предложения, мы открыты, нам не хватает людей.
Какой у вас штат сотрудников?
Почти 300 человек.
Оправдались ли ожидания от запуска производства, что превзошло, что разочаровало?
Пока не оправдались – впереди еще много работы. Но, в целом, я доволен первыми результатами. Нам повезло, во время кризиса мы успели приобрести большой объем технологий и техники, отобрав самое лучшее для нашего производства. Сейчас нам было бы значительно сложнее выполнить эту задачу. На каждый станок такого класса, во-первых, существует очередь, во-вторых, нужны огромные деньги. В кризис огромное количество суперсовременного оборудования не было выкуплено заказчиками. Мы успели воспользоваться этой ситуацией и выгодно его приобрести. Так что можно сказать, что я даже благодарен кризису.
3. Заработать много денег и уйти на покой.
Николай, добрый день!
У меня к вам два вопроса:
1. Почему вы решили заняться производством авто? Надоел шоу-бизнес или это какая-то давняя мечта, которую теперь удалось реализовать?
2. Почему у машины такое название Marussia? У меня вот оно как-то не вяжется со скоростным суперкаром. Скорее вяжется с каким-то народным, семейным автомобилем.
1. В общем и целом, наверное, да, это была мечта. У меня накопилось такое количество знаний и ощущений, точных, как мне казалось, что я должен был их реализовать и сделать что-то серьезное. Я знал, как не надо, и вдруг точно понял, как надо. Вот, собственно, и все.
2. Ответ смотрите ниже.
Здравствуйте, Николай!
Очень приятно, что в России задумываются над улучшением отечественного автопрома. Вдвойне приятно, что делает это компания во главе которой находится человек, знающий про автомобили не по наслышке...
Вопроса у меня два:
1) на каком авто ездит сам Николай Фоменко?
2) планируется ли, а если планируется, то когда, расширение модельного ряда в сторону бюджетных автомобилей? Могут ли они составить конкуренцию АвтоВазу?
Большое спасибо!
1. На "Марусе".
2. Математиков.
Добрый день Николай!
Есть ли в желание у Marussia Motors в недалеком будущем продвигать свой бренд в Соединёных Штатах Америки? Есть ли какие-либо наработки в этой области?
Мне бы не хотелось открывать все карты сразу, но мы готовимся к этому. Хотя это, пожалуй, самый трудный процесс, потому что американский авторынок очень закрытый. Они осуществляют некоторые шаги в наш адрес, не буду говорить кто конкретно, но мы вдруг стали им интересны. Мы сейчас рассматриваем некоторые предложения по совместной работе. У нас европейская сертификация, машины готовы продаваться в Европе, Азии и России, то есть практически три четверти рынка. Но Америка для нас пока закрыта, потому что мы по их стандартам еще не сертифицированы. Как вы знаете, любой автомобиль из Европы не может просто так въехать в Америку. Мы думаем о том, как нам с этим справиться, и готовимся, но сейчас для нас это не первоочередная задача. Конечно, это мечта, потому что США - это огромный рынок. Нас там очень ждут, потому что они очень интересующиеся люди.
Далекие планы.
Уверен они у вас проработаны и верю в их успешное претворение в жизнь.
1. Все-таки интерес вашего продукта к зарубежному рынку или российскому? Мне кажется что вы больше посматриваете на Западного покупателя, а Россия - просто легкий старт.
2. Вы вообще видите молодого россиянина (25-35 лет со средним достатком) за рулем авто вашего производства. Или Марусю (любую из ее "будущих" или имеющихся моделей) никогда не отпустят в широкие массы (в первую очередь, я имею в виду стоимость)?
3. Сколько лет успешного продвижения Маруси на российском и зарубежных рынках теоретически потребуется, чтобы вы уверенно приступили к разработке широкого модельного ряда автомобилей учитывающего потребности бОльшего спектра покупателей?
1. На данный момент среди наших заказчиков и тех, кто интересуется спорткарами, основную массу составляют немцы и англичане. Мы надеемся, что и соотечественники будут проявлять интерес. Мы говорим, конечно, не только о спорткарах. Специально для России мы готовим автомобиль, который показали в мае - семиместный кроссовер. Думаю, что серийно мы начнем с ним работать уже весной.
2. Да, вижу, конечно. Если мы говорим о представителе среднего класса, то он в состоянии купить даже наш спорткар, он стоит 100 тысяч евро, но, тем не менее, существуют кредитные линии и так далее. Мне кажется, что это машина для среднего класса. Если говорить о конкурентоспособности, то наша цена в 2 раза ниже, чем у конкурентов. Правда, у наших конкурентов известные имена, но мы, я думаю, в следующем сезоне, выступая в гонках серии "Ле-Ман", покажем все свои спортивные возможности.
Нельзя не сказать, что мы готовим кроссовер SUV, который, я надеюсь, будет стоить 40 тысяч евро. Для семиместного огромного джипа, как принято у нас говорить, с многофункциональной мультимедийной системой и так далее - это просто здорово!
Николай, добрый день! Во-первых спасибо за действительно позитивные автоновости. А теперь вопросы:
1. Каким вы видите своего покупателя? Кто он по возрасту, достатку и настроению души?
2. "Маруся" или "Мэраша" - какой вариант вам нравится больше?
1. Прежде всего, это человек не угрюмый, а с легким сердцем, легко преодолевающий трудности, дружественный. Я раньше думал в основном о покупателях-мужчинах, но оказалось, что и девушкам очень нравятся наши автомобили. Среди иностранных заказчиков много женщин. В целом же в Англии и Германии у нас почти 700 единиц заказов, которые мы постараемся удовлетворить за следующий год.
2. Мне больше нравится "Маруся", но англичане говорят "Маруша".
Николай здравствуйте!
А сколько машин уже продано и куда, в смысле в какие города?
На данный момент это 20 машин в Москве. Плюс после открытия шоу-рума мы получили 5 заказов, честно говоря, не знаю, из каких городов.
Как я уже сказал, у нас 700 заявок, которые мы должны удовлетворить. Заказчики, в основном, англичане и немцы.
Планы у нас большие - мы собираемся производить все запчасти здесь и отправлять их в Бельгию и Германию, где немцы и бельгийцы будут собирать эти машины.
Уважаемый Николай!
Во-первых, поздравляю Вас и всю команду проекта с открытием первого салона и началом продаж! Уже от первых результатов вашей работы гордость распирает.
Если это возможно, не могли бы Вы раскрыть информацию о собственниках этого бизнеса и размере инвестиций в проект?
Это дало бы нам возможность оценить КПД работы других российских автопроизводителей и решить - российский ли "Маруся" проект.
Спасибо и успехов!
три вопроса
1) На какие деньги ведется разработка проекта автомобиля?
2) Сколько примерно стоит разработка проекта от эскиза до итогового продукта?
3) Собираетесь ли вы делать свой проект Маруся самоокупаемым?
Мы не открываем размер инвестиций, потому что это не очень корректно по отношению к другим производителям. Если я произнесу цифру, за которую мы все сделали, сколько потрачено на сегодняшний день, то тогда возникнет много вопросов, почему у остальных получается так дорого?!
Собираетесь ли вы делать свой проект самоокупаемым?
Конечно, а как же? Я думаю, что к концу следующего года все будет в порядке.
Николай, поздравляю с почином!
Есть ли планы по поводу гибридных машин?
Ваше мнение насчет тенденций в мировом автопроизводстве, а то много концептов показывается, но мало выпускается заметных во всех смыслах автомобилей. Какая машина вызывает у Вас профессиональный интерес (кроме Marussia)?
Николай, Здравствуйте!
Во-первых (тут уже было много сказано), очень рад, что в России появилось реальное производство чего-то, нацеленного на успех! Уже тот факт, что тема Marussia не примелькалась мне, говорит мне о том, что этот проект не просто очередная PR-рекламная кампания, а нечто более основательное. И вопрос.
Сейчас в мире во всю идет развитие идей о защите экологии, о "зеленых" производствах и средствах передвижения, минимально оказывающих воздействие на окружающую природу. Тема эта не столько модная, сколько необходимая для воспитания общества и тех же промышленных производителей, в частности. Не хотелось бы, чтобы Россия опять осталась "позади планеты всей" в то время, как весь мир уже "перевоспитается" и будет ориентироваться в производстве только на экологически чистые продукты, имея уже к тому времени конкретные технические решения. В связи с этим нет ли в планах вашей компании заняться исследованиями в области электромобилей для передвижения по городу? Ведь запад уже полным ходом ищет такие решения, а у нас опять "все глухо" в этой области.
Спасибо и Успехов в разработках!
Планируете ли вы оснащать ваши авто (в частности кроссовер) гибридными двигателями? И если да, то чужими или есть собственные разработки\идеи на этот счёт?
1. Не хочу раскрывать планы. Просто скажу, что в сентябре следующего года мы постараемся показать шесть премьер на Франкфуртском автосалоне, среди которых, наверное, будет то, о чем вы спрашиваете сейчас.
2. Я очень хорошо знаю все автомобили, и если говорить о тех, кто мне очень нравится и к кому я присматриваюсь, то это Aston Martin и их проект One-77. Пожалуй, из интересующих меня это все. Aston Martin, на мой взгляд, на пике возможного! Но мы будем приближаться к ним, говорю без ложной скромности, у нас нет другого пути. Поскольку мы не работаем с металлом, нам остается только круто развивать композиты, поэтому все шансы есть.
Здравствуйте Николай!
Где производятся детали для Марусь? Планируется ли сделать данный проект - 100% Made in Russia и допустим поставлять уже готовые сборочные комплекты в страны ближнего и дальнего зарубежья?
Добрый день, Николай!
Насколько и когда реально производство двигателей для "маруси" в России?
Мы в следующем сентябре покажем шесть премьер, одна из них будет уже на 95 процентов сделана у нас. Я скажу сразу, что двигатель мы делать здесь не готовы. Насчет коробки передач - мы сейчас проводим наукоемкие исследования, очень важные для нас и, возможно, даже неожиданные. Хотим изменить кое-что в общепринятой конструкции автомобиля. Но двигатель мы не сможем делать здесь никогда, бензиновый, по крайней мере. Это очень дорого и в этом мало перспективы. Нужно потратить огромные средства на строительство очень гибкого производства для двигателей, а гарантии, что мы получим, например, хороший металл в России - у нас нет. Мы порой сталкиваемся с вещами, которые просто потрясают. У нас страна, которая кормит металлом полмира, но дома покупать металл невыгодно, потому что он, во-первых, дорогой, а во-вторых, он часто бывает плохого качества. Никогда нельзя быть уверенным, что это действительно сталь М20, она может быть чем угодно, только не М20. Поэтому иногда дешевле получить металл из Германии, тогда у тебя будет гарантия, что ты получишь то, что заказывал.
Сейчас у нас 3 вида двигателей для спорткаров: атмосферный на 300 лошадиных сил и 2 турбированных - на 360 и 420. Два этих турбированных мотора изготовлены нами совместно с нашим партнером - компанией Cosworth. Это знаменитая английская компания, производящая двигатели для Формулы-1. В общем и целом, я думаю, эти моторы очень понравятся нашим покупателям.
Добрый день.
1) Какой срок гарантии на автомобиль? Какая компания на западе будет производить замены и ремонтные работы?
2) Какой ценовой диапазон и какие варианты комплектации?
3) Налажен ли уже выпуск запчастей?
4) Какие основные трудности были на пути создания автомобиля начиная от идеи, заканчивая окончательной доводкой?
1. Два года. На Западе замены и ремонт будут производить наши партнеры.
2. Мы начинаем со 100 и 117 тысяч евро, В1 и В2 соответственно. Но цена зависит уже от того, что именно вы будете заказывать. Может быть, вы закажете сидения из кожи молодого африканского поросенка, и нам придется лететь в Африку за этой кожей. Вообще, советую зайти к нам в шоу-рум на Тверской, и посмотреть все, что предлагается.
Также у нас есть машина серии Limited edition, мы готовим ее в спорт, там мотор на 500 лошадиных сил. Это чисто спортивная машина. Ее надо уметь водить, заниматься ей и так далее. Она, конечно, будет стоить очень дорого, потому что в ней много других, не уличных, я бы сказал, технологий.
3. Основная масса деталей, 80 процентов машины, производится здесь.
4. Лучше не спрашивайте! :-)
Николай здравствуйте.
Скажите пожалуйста какую часть инженерных и технологических работ в создании машин делали специалисты из России?
Здесь не работает ни одного иностранца. То есть мы пробовали, но что-то не получается.
Здравствуйте, Николай.
Как предлагается обслуживать маруси? Вы планируете создание сети станций обслуживания?
Да, несомненно. Сегодня машина обслуживается 24 часа в сутки, вы можете придти и приобрести автомобиль. Если он вам не понравится, вы можете его вернуть. Это нормальная практика для спорткаров во всем мире. Кроме того, первые 50 наших российских покупателей становятся членами клуба, в котором будет много всяких программ – посещение гонок Формулы-1, "Ле-Мана", гонок серии GT и разных других событий, связанных с поездками и катанием на профессиональных автодромах и так далее.
Сейчас сервис готов в Москве, но мы активно работаем с Санкт-Петербургом, ведем переговоры в Екатеринбурге. Это что касается российской части. Что касается Европы, то там тоже есть партнеры, с которыми мы обсуждаем возможности совместной работы.
1. Николай, Вы позиционируете Marussia как "суперкар" или "спорткар"?
2. Как Вы относитесь к утверждению, что "суперкар" в его изначальном понимании это "спортивная машина с европейским двигателем, средне- или заднемоторной компоновки, количество цилиндров которого 10-12 а иногда и 16" (за исключением продукции фирмы Porsche, у которой исторически сложился свой способ построения суперкаров)
1. Суперкар.
2. Цилиндров может быть и 42. Но времена меняются, сегодня двигатель Формулы-1 2,5 литра, 1200 лошадиных сил, а через год он будет объемом 1,6 литра. Там не будет никаких 10-12 цилиндров. Новые технологии шагают вперед. Сегодня двигатель Формулы-1 Cosworth вращается со скоростью 24 тысячи оборотов в минуту, и о цилиндрах речи вообще не идет. Технологии устроены по-другому.
Здаствуйте Никалай .
Уважаю людей – “которые сделали себя сами” к коим вас отношу.
Признаться честно не верил в затею с суперкаром , теперь считаю что соотечественникам есть чем гордится.
1. Скажите , не собираетесь стоить болиды F1 ? Ведь ваш завод хороший технический базис для этого.
2. Вы как автогонщик как оцениваете спортивные возможности своих автомобилей ?
Добрый день. Как вы оцениваете шансы маруси на гонках в лемане? За счет чего вы собираетесь конкурировать с ведущими мировыми брэндами?
1. Конечно, мы к этому двигаемся, мы же уже работаем с командой Формулы-1 Virgin Racing. Наша технологическая база очень серьезная и подходит для создания любых деталей из композитных материалов. А они – основа болидов F1. В следующем сезоне начнем изготавливать некоторые запчасти для нашей команды.
2. Я надеюсь на то, что мы построили отличную машину. Мы убедимся в этом ровно через год в "Ле-Мане".
Доброго времени суток Николай! Всегда с интересом с ледил за Вашим творчеством в кино, на эстраде и на телевидении но, признаться честно - только из новостей на Ленте узнал о Вашем бизнесе. Могу только пожелать Вам большой удачи в деле реабилитации отечественного автопрома! Думаю, что с Вашей энергией и талантом - это вопрос времени!
Вопрос у меня к Вам следующий: планируете ли Вы составить конкуренцию ведумщим западным и (ну, как-бы ведущим) отечественным маркам автомобилей? Если да - то кого Вы видите среди своих конкурентов прежде всего? Планируете ли Вы в этой связи освоить производство иных классов автомобилей, помимо уже представленных и запланированного внедорожника?
Большое спасибо!
Здравствуйте Николай!
Сможет ли Маруссиа внедорожник конкурировать с Pajero и Patrolом по плохим дорогам? Например, можно ли будет на Маруссе джипе ездить на охоту или рыбалку?
Если говорить о проекте В1 и В2, то наши прямые конкуренты – это Ferrari и Lamborghini, пожалуй. Соответственно, я говорю о 430 и 360-ой Ferrari и о Lamborghini Gallardo.
Если говорить об отечественных марках, то здесь сложно ответить. В России просто не выпускаются спорткары.
Поскольку весной мы начнем продавать большой кроссовер SUV, то, наверное, наш конкурент в отечественном автопроме… Даже не знаю. Мне хотелось сказать "УАЗ Patriot", но не думаю, что это так, то есть не хотелось бы видеть его конкурентом.
Добрый День, Николай! Уважаю Вас за реализацию столь смелого проекта и желаю всяческих успехов. Надеюсь, в будущем фамилия Фоменко будет синонимом выского кач-ва спортивных и не очень авто )
1. вопрос: какая команда дизайнеров работала над интерьером и экстерьером Маруси? Это были российские специалисты или зарубежные?
2. кто был ведущим дизайнером?
3. Как вы считаете, если ли вообще перспективы у российского автомобильного дизайна на Родине, учитывая убогость наших сегодняшних автомобилей? спасибо.
Очень рад, что наконец в России появилось конкурентное авто в линейке спорткаров. Интересно, кто разрабатывал дизайн автомобиля и рассматриваются ли креативные решения по этому вопросу от сторонних граждан, насколько уделяется внимание обратной связи с потребителем.
1. Это все только специалисты из нашего бюро. Мы никому ничего не заказывали, набрали выпускников разных вузов, студентов, и под моим чутким руководством они талантливо работают.
2. Руководит отделом дизайнеров Ярослав Рассадин, но ребят - 20 человек, все они талантливы, а талант всегда должен быть услышан. Но последнее слово всегда за мной.
Я несу ответственность за этот проект от начала и до конца. Как я люблю говорить, единственное, за что я не отвечаю в этой компании – это за моющие средства и работу уборщиц, прошу с меня это снять. Все остальное – моя ответственность.
3. Дело в том, что те отечественные автомобили, которыми мы сегодня пользуемся, производятся по устаревшей технологии. Эта технология умирает.
Мы работаем в новой технологии. Конечно, здесь есть огромный простор для дизайна. Уже сегодня мы способны делать один автомобиль с нуля в полгода, и это, конечно, очень быстро. Мы можем позволить себе не сдерживать себя ни в чем, потому что у нас нет штамповочного конвейера, на который мы потратили за 100 лет 500 миллиардов долларов, как многие ведущие мировые производители. Мы строим машины совершенно по другим технологиям, ультрасовременным, взятым из спорта, мы никогда не будем (при мне, по крайней мере) выходить за рамки 10 тысяч автомобилей в год, что позволит нам всегда сохранять высокое качество нашей продукции и интерес к своему делу.
Почему выбрано такое название бренда? Ведь его латинизация, то есть написание на латинице, довольно громоздка, и наврядли наши зарубежные друзья смогут прочесть его сходу, а ведь "понятность" бренда - один из механизмов его успеха
Сначала на нас обратили внимание за рубежом, и название Marussia там просто выстрелило! Там его все знают наизусть. У нас сейчас очень хороший промоушн. Поскольку на Западе мы уже много сделали (все следят за Формулой-1, где мы представлены, как и на автомобильной выставке "Top Marques" в Монако; у нас было много тестов, мы делали большие презентации и в Лондоне, и в Германии, очень много роликов было выпущено, вышло много статей), то мы там известная марка… Не очень хорошо так о себе говорить, но у нас пока там все получилось.
Что касается того, как звучит бренд, то всем нравится. Мне тоже кажется, что неплохо.
Здравствуйте! Как вы оцениваете начавшуюся на ЗИЛе разработку нового лимузина? Может ли получиться что-либо достойное в условях развалившегося производства и разбежавшихся кадров или это будет на 99% "мерседес" с шильдиком ZIL? Взялись бы Вы за разработку и выпуск президентского лимузина?
И еще один вопрос. Почему такая ненависть к кириллице? Как хохмят в Нашей Раше, мы единственная страна, где даже Patriot пишется по-английски? Слабо написать Маруся по-русски и так продавать на Запад, сделав это своеим маркентинговым ходом?
1. Сегодня "ЗИЛ" - просто территория, и мне неизвестно, кто мог бы создать там новый российский лимузин. Если бы нам поставили такую задачу, то, конечно, мы бы это сделали. Но нам никто не ставил такой задачи, и никто к нам не обращался, слава богу.
2. Мы можем, в принципе, писать для России по-русски. Но вы же не покупаете машину с китайскими иероглифами, правильно? Существуют международные стандарты… К сожалению, мы так долго отгораживались от мира, что русский язык не стал международным. А английский язык стал, поэтому все пишут на английском.
Николай, здравствуйте!
Очень рад за вас и нашу автопромышленность. Если то, что говорят о вашем проекте в новостях правда, то это просто чудо какое-то!
1) Надеетесь ли вы на госсубсидии для вашего проекта или они уже вам предоставляются? Ведь этот проект может реально сильно повлиять на имидж России в широких кругах общества.
2) Кто занимается разработкой колесных дисков для маруси? Они, как мне кажется, очень сильно портят вид замечательного автомобиля! Это было бы конечно субъективным мнением, если бы это не было так очевидно!
2. Мне очень приятно, что вы обратили на это внимание, конечно же, это наш дизайн, наше изготовление, собственные диски и матрицы. Если вам не нравится дизайн, мы с удовольствием вас пригласим поработать над этим.
Николай, Вы производите машину, отличающуюся от других только внешним видом. Не секрет, что большинство автомобилей "близнецы-братья", т.к. разработаны на идентичных или унифицированных платформах. Планируете ли Вы внедрить в неё нечто новое и инновационное, чего у других нет?
Наша машина от начала до конца не похожа ни на одну из существующих. Ни Ferrari, ни Lambo сегодня не делают ничего подобного. То, что делаем мы – абсолютно уникально, не в том смысле, что этого никто не знал до нас, просто никто не внедрял это на дороге. Машина состоит из трех частей, прежде всего, это передний подрамник, кокпит безопасности и задний подрамник. Ничего общего с тем, о чем вы пишете, эта машина не имеет. "Близнецы-братья" - это как раз те заводы, которые могут позволить себе производить миллионные тиражи автомобилей. Мы, к счастью, к этому не готовы, поэтому каждая наша машина, даже если их 2 или 10 тысяч, все равно является очень продвинутой с точки зрения технологий. Прежде всего, я говорю о безопасности и, конечно же, о силовой установке. Скоро появятся разработки, которые сделаны исключительно нами. Это будет большой прорыв, я уверен. Это касается подвески и трансмиссии...
Николай, так держать! Один вопрос. Не кажется ли Вам, что "Маруся" - автомобиль не для наших дорог?
Не кажется. А для каких? Немецкие дороги тоже не надо славить! Их автобаны фантастические, но в городах все те же самые проблемы, что и в России. Наш автомобиль способен проезжать где угодно, тем более подвеска у нас активная: нажимаете на кнопку - поднимаетесь на 7,5 сантиметра и едете дальше. Вот и все, проблем нет!
Николай, если представить тест ваших спорткаров в "Топ Гир" ВВС, как вы думаете- каков будет общий отзыв знаменитых автокритиков?
Николай, нет желания отдать "Марусю" на обзор ребятам из "TopGear"? Или они не берут?
Вы увидите это в следующем сезоне "Top Gear". Плюс летом, здесь в Москве, будет "Тop Gear Life", где Кларксон и я будем представлять "Марусю" в том числе. Всех, кстати, приглашаю!
1. Скажите, пожалуйста, проводились ли краш-тесты "суперкаров" Marussia для определения уровня их безопасности? Если да, то кем и каковы подробные результаты? Если нет, то почему?
2. Какой гарантийный срок на эти машины?
1. Вы можете посмотреть видео краш-тестов на нашем сайте, мы проводили эти тесты для сертификации.
2. Смотрите ответ выше.
Почему на краштесте, представленном на официальном сайте, на автомобиле не сработала подушка безопасности? Её там нет?
Там нет подушек безопасности. Наш спорткар настолько безопасен, что подушки безопасности ему не нужны, хотя мы их установим, они сейчас проходят инженерно-сертификационный этап в Германии. За это отвечает компания Continental. Мы, конечно, поставим подушки, но смысла в них нет, говорю вам прямо. Если вы пристегнуты, вам ничего не грозит. Вы даже не можете вылететь из этого автомобиля или перевернуться в нем - он так сконструирован. Посмотрите краш-тесты, вы все поймете.
Николай, во-первых поздравляю с началом! Но, читал обзор выставочных авто от журнала "За Рулем". Там обругано все, начиная с отделки до поролона в стыках.
Учитываете ли вы такую критику при производстве? Или игнорируете? Сварные швы и разные болты будут поправлены?
И еще вопрос. Планируется ли выпуск модели в форме машины героя Черного Плаща (из одноименного мультфильма) в виде утиного клюва. Я читал об этом в нашей районной газете.
Да, игнорируем, ведь это история годичной давности, когда мы показывали прототип авто.
Вообще, наши соотечественники любят ругать, вы это знаете. Поэтому мы, в основном, позиционируем свои спорткары за рубежом. Мы считаем, что именно там находятся и журналисты, и профессионалы, которые имеют право нас судить. Если бы российский автопром имел историю, статус и продукцию, то, конечно же, у нас был бы иной взгляд на вещи.
Я очень уважительно отношусь к журналу "За рулем", мне нравится, что они много пишут, что-то издают.
Николай, здравствуйте.
Когда можно будет увидеть полноценный обзор и тест автомобиля от серьезных экспертов?
Кто это, серьезные эксперты? Мы будем делать тест для российских журналистов, в конце года повезем их куда-нибудь в Дубай или Стамбул для того, чтобы они по хорошей погоде на профессиональном автодроме покатались на хорошей машине. Мы все это им организуем, они все это опишут. Можно поискать в интернете и почитать западные обзоры, есть и английские, и немецкие.
Николай, Вы или кто-то из ваших друзей ездит на русских автомобилях?
Суровая практика показывает: невозможно производить изысканный арт-хаус в отсутствии нормального коммерческого кино и невозможно выпускать концептуальные высококачественные альбомы в отсутствие обычной качественной поп-музыки. Поделитесь секретом - как производить успешные суперкары в условиях отсутствия обычного качественного "народного автомобиля"?
Здравствуйте, Николай!
Хочу задать вопрос, как представителю автобизнеса в России, как вы думаете, в чем проблема бизнес моделей наших автогигантов? Почему для реализации вашего проекта были использованы только частные инвестиции, а Автоваз не в состоянии выжить без государственной поддержки?
То, как мы строим не только суперкар, но и наш будущий кроссовер, это абсолютно другая, не связанная с мировым автопромом технология. Они не имеют ничего общего между собой. Мы не пользуемся металлическими штампами и не используем длинную лонжеронную конструкцию, которая, на наш взгляд, является уже исчерпавшей себя до невозможности. Я всегда рассказываю такую историю: принцесса Диана погибла автомобиле ценой в полмиллиона, при столкновении скорость была 140 км/час. Любой гонщик Формулы-1 на скорости 300 км/час врезается в стену, вылезает и говорит: "Господи, как плохо, что я не справился с управлением и не забрался на подиум в этот раз". Мы пользуемся теми же технологиями. Между нами пропасть. Но время пришло, это осознают даже самые большие производители, которые уже начали производить машины по нашему принципу. Это не значит, что мы открыли что-то новое, просто мы можем себе позволить создавать это с нуля. А какая-то крупная компания не может себе этого позволить, потому что она не может просто куда-то деть свою технологию роботизированной линии, на которую они потратили 500 миллиардов за 100 лет.
Николай, добрый день!
1)Планируете ли вы в дальнейшем выпускать более бюджетные модели или инвестировать в народные автомобили российской сборки?
2) Каких специалистов не хватает вашему проекту чтобы он стал самым лучшим?
1. Нет, я пока не готов к этому. Мы говорим о городском автомобиле, вряд ли он будет бюджетным, мы, как я уже говорил, покажем наши премьеры в сентябре следующего года во Франкфурте. Мы сделаем автомобиль для широких масс, но цена на него будет все равно начинаться от 40 тысяч евро.
Николай, я вас очень уважаю, и за этот проект в том числе.
Скажите, как вы относитесь к правительственной поддержке АвтоВАЗа?
Это рабочие места, а это в данной ситуации - главное.
Николай, что Вы думаете о проекте «Народный автомобиль» Прохорова? Реально ли за 150 млн. евро (примерно такую сумму я слышал) с нуля построить что-то массовое и конкурентоспособное? Ведь мировые производители, имея опыт и наработки, тратят годы и миллиарды на запуск новой модели.
Николай, если не сложно, что Вы думаете о перспективах "Городского автомобиля" Прохорова? Насколько это "живой" проект?
Я желаю ему удачи.
Если у меня была бы хотя бы половина такой суммы, я был бы в восторге, просто летал бы в космосе!
Николай, у вас есть практически уникальный в истории российского бизнеса опыт - запуск нового автомобильного бренда, причём с прицелом не только на внутренний рынок, но и на зарубежного покупателя. С этой точки зрения, как вы считаете: насколько возможна (и возможна ли в принципе) реабилитация отечественного производителя (взять тот же АвтоВАЗ), и что потребуется сделать, чтобы вернуть "кредит доверия", утраченный за последние годы?
И второй вопрос: сообщается, что многие ключевые узлы и агрегаты существующих моделей "Маруси" собираются зарубежом, и де-факто русские там только деньги и собственно марка. Планируете ли вы в дальнейшем больше ориентироваться на российских поставщиков комплектующих?
Надо просто захотеть делать хорошие машины. Каждый рабочий должен думать о том, что он создает эту машину для себя. Это самая главная проблема нашей родины - мы ничего не делаем для себя. Мы не шьем для себя, мы не производим молоко для себя, мы все делаем "для кого-то другого", как будто кто-то другой будет это пить, есть, носить… Marussia делает автомобиль для себя, каждый рабочий делает его для себя, поэтому мы отвечаем за свое высокое качество.
Уважаемый Николай!
1) Почему цвета флага России на шильдике Маруси идут не в том порядке? :)
2) Что, собственно, российского есть в автомобиле? Хотя бы одна деталь такая имеется? Или вся российскость - только ведение собственно бизнеса?
3) Не обидно ли Вам, что СССР в свое время не сделал ничего для вхождения в автомобильную элиту, в том числе гоночную, хотя явно мог (имеется в виду не народно-серийное, а высокотехнологичное штучное производство)? Было ли это технически возможно на Ваш взгляд? Если страна в свое время делала отличные самолеты с отличными двигателями (и поршневыми в свое время в том числе), неужели уж не по силам было построить болид Формулы-1?
1. Мне, честно сказать, странно, что мы во всем видим флаг.
Да, мы используем цвета нашего флага, но это скорее символ. Хотите увидеть в этом флаг – будет флаг, хотите увидеть в этом море, небо и огненную страсть - тоже пожалуйста.
2. Смотрите ответ выше.
3. Во-первых, я бы не стал говорить про СССР и гоночную элиту, потому что у нас был период, когда мы очень круто выступали в ралли, это конец 1960-х начало 1970-х годов, это в основном продукты АЗЛК "Москвич". "Москвич" выступал потрясающе, и в ралли Монте-Карло, и где он только не выступал! И очень успешно, держался там в первых слоях, в первой тройке. Это было круто, и гонщики были. Но потом мировой автопром очень сильно ушел вперед. Вся проблема в том, что Сталин, проведя индустриализацию, так вложился в это дело, что всем последующим поколениям наших правителей казалось, что этот эффект будет длиться вечно, и мы никак не развивали новые технологии. Если бы мы их развивали, было бы здорово.
Здравствуйте Николай.
Вопросы такие:
1. - в вооружённой технике СССР развивался на закупке зарубежных проектов и модернизировал их дальше сам, что экономило деньги на исследования и время. Как Вы думаете, почему сейчас ушли от такой практики, и продолжают производить откровенную ерунду?
2. - Уверен Вы понимаете, что на данный момент Ваш проект чуть ли не единственная надежда на нормальное российское авто. Но Ваш прицел сразу "топ" - и по ценам, и по тех.характеристикам производимой продукции.
Рассматриваете ли Вы всерьёз пробовать себя на рынке обычных городских авто, доступных среднему классу? И есть ли какие-то идеи по понижению цен на наши машины - за нынешние, и юольшинство это понимает, куда логичнее купит б/у иномарку.
Успехов в бизнесе.
1. Если говорить о вооружении, я б так не сказал. Здесь мы достаточно конкурентоспособны. Но хочу заметить, что те, кто сейчас работает над вооружением, это люди, которым уже далеко за 60, я не знаю, что будет дальше, где новое поколение. Это вопрос образования и воспитания, это то, что меня беспокоит больше всего, потому что я с этим сталкиваюсь каждый день, как я уже говорил, разыскивая людей, которые могли бы работать у нас на заводе. Те 300 человек, которые у нас работают, это люди, найденные днем с огромным фонарем.
2. Смотрите ответ выше.
Добрый День,Вам случайно не нужны молодые инженеры прочнисты?
Дизайн автомобилей отечественный или сделан на западе?
Заранее спасибо.
1. Ждем. Это серьезно.
2. Смотрите ответ выше.
1. Не могли-бы Вы дать совет или поделиться опытом на предмет того, как привлечь инвестиции под собственный проект или идею?
2. Сотрудничаете ли вы в плане разработки электроники и "мозгов" со сторонними фирмами-разработчиками или отдельными "внешними" специалистами (фрилансерами)?
Каким опытом\наработками нужно обладать, чтобы получить у вас заказ по разработке ПО или электроники?
2. Звоните, побеседуем. Мы готовы разговаривать и ждем звонков от всех. Чем их будет больше, тем лучше.
Здраствуйте, Николай!
Давно наблюдаю за развитием Вашего проекта и искренне желаю ни в коем случае не терять темпов развития!
Как следует из пресс-релизов одной из "фишек" спорт-каров Marussia является ее продвинутое технологическое оснащение. В частности постоянная связь с интернетом, навигационный и мультимедийный комплексы.
Я программист и меня очень интересует возможности мультимедийного/навигационного комплекса Ваших спорткаров.
Хотелось бы услышать технические подробности ОС, и средств коммуникации, а так же наличие средств для разработки под Вашу платформу.
Хотелось бы официальные данные, потому что данные в прессе несколько расходятся.
Есть несколько концепций мультимедийных инноваций, которые очень хочется воплотить в жизнь, и для которых Ваши автомобили могли бы стать отличной платформой.
Давайте вы просто к нам придете и все.
Мы работаем на Linux.
Уважаемый Николай! Я изобретатель (имею патенты по авто), разработал не имеющую аналога концепцию управления. Был приглашен в Англию, организовывалась лаборатория в Донецке, но... Одну из идей украли шведы (сдвоенная педаль тормоза-газа). Хотел бы предложить Вам свою разработку по модернизации системы АБС, которая позволяет со 100 и более км/час сокращать тормозной путь, не менее, чем на 25% (!!!). Имеется расчет, практическое подтверждение и решение. ОЧЕНЬ технологично и дешево. И не только это могу предложить...
Давайте увидимся.
Николай, а директором в АвтоВАЗ пошли бы (если б позвали)?
Нет. Это связано, прежде всего, с невозможностью что-либо сделать, на мой взгляд.
Здравствуйте, Николай! Коллекционирую модели отечественных автомобилей в масштабе 1/43. Последнее время появилось много доступных и качественных моделей. С удовольствием купил бы модель “Маруси” в масштабе 1/43, а потом, возможно, и настоящую. :) Не планируете ли в качестве какой-либо рекламной кампании заказать выпуск масштабных моделей. Если модели “Маруси” будут на полках магазинов рядом с моделями “Феррари”, “Ламборгини” и т.п., то это очень положительно скажется на узнаваемости бренда.
Конечно, мы готовимся к этому. Сувенирные "Маруси" в ближайшее время будут сделаны в Minichamps, это компания, которая производит такие модели.
Здравствуйте, Николай!
Очень рад возможности задаль вопрос лично!
Как Вы относитесь с SAAB? Купили бы новый 9-5?
Каждая компания-производитель имеет своих фанатов. Я очень уважительно отношусь к SAAB и сожалею, что их очень талантливые аэродинамические работы никогда до конца не реализуются. На пути инженеров SAAB всегда стоят бизнес-менеджеры SAAB, поэтому все время так и получается. Но машина хорошая, просто своеобразная.