Николай Михайлов, Анатолий Гуницкий, Константин Кинчев
Стоит ли возрождать Ленинградский рок-клуб? 5 ноября в петербургском Дворце спорта "Юбилейный" состоится празднование 30-летия Ленинградского рок-клуба. На концерте выступят те, кто стоял у истоков организации на Рубинштейна, 13 и всего рок-движения в городе - Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук, Федор Чистяков, группы "Алиса", "Пикник", "Мифы", "Аукцыон", "Телевизор", "Авиа", "Н.О.М.". Многие из участников юбилейного мини-фестиваля специально прервут свои гастроли ради этого концерта. Выступления в "Юбилейном" будут перемежаться архивными видеозаписами организации. В преддверие концерта открылась фотовыставка Валентина Барановского, посвященная рок-клубу. Почему прервалась история рок-клуба? Смог бы он существовать в нынешних условиях? Нужны ли новому поколению рок-музыкантов подобные объединительные организации? На эти и другие вопросы в интервью читателям "Ленты.ру" ответили президент Ленинградского рок-клуба Николай Михайлов, член совета организации, один из основателей группы "Аквариум" рок-журналист Анатолий "Джордж" Гуницкий и лидер группы "Алиса" Константин Кинчев.на мой взгляд, та эпоха безвозвратно ушла.И воскрешать рок-клуб бессмысленно, ибо время уже далеко не то.Что думаете?
Президент РК Николай Михайлов: Отвечу всем сразу. Да, прежнего рок-клуба образца "Революционных" 1980-х уже не будет, поскольку РК как чуткий общественный продукт внешних обстоятельств реагирует на происходящее, всегда самоизменяясь, а иногда и изменяя эти обстоятельства.
Все зависит от носителей и реализаторов этой идеи. То есть от нас с вами. Конечно, технических проблем, как всегда, будет хватать. Главное - ощутить в себе стремление сделать для этого общего дела хоть что-либо, хоть какую-то малость. Единого рецепта, как всегда, нет. Необходимы инициативы, и в первую очередь ваши, поскольку у нас, "первопроходцев" что ли, присутствует-таки, неизбежно, некая возрастная ограниченность. Это не означает, что мы "уперлись" в свои прежние достижения. Наоборот, с интересом следим за тем, что делают молодые (а делают они очень много интересного и новаторского), рассматривая их творчество как будущее развитие идеи РК.
Отнюдь не все нуждаются в некоем объединении, и это нормально. Но все-таки, как мне кажется, на данном витке развития, когда "выдох" сменяется "вдохом" и не очень ясно, что ждет впереди, только совместными усилиями можно попытаться вновь создать условия для следующего творческого взрыва.
Спасибо!
Анатолий Гуницкий: В прежнем смысле рок-клуб невозможен, причем давно. Но может быть создано что-то объединительное с учетом опыта прежних лет.
Добрый день!
Есть ощущение, что скоро начнётся новая рок-волна. Социальная напряжённость растёт. Сплин, Макаревич и др. уже выдают политические тексты. Как считаете, получится у Вас объединить музыкантов? Есть Идея?
АГ: Объединение музыкантов - это процесс спонтанный и непредсказумый. И он не зависит напрямую от роста социальной напряженности. Музыка, как и любое искусство, неадекватна политике.
НМ: Новая рок-волна уже началась. Ждем результатов. Объединить получится, если музыканты сами того захотят.
Здравствуйте господа. Разрешите задать Вам каждому ряд вопросов.
Николаю Михайлову:
Николай, как Вы считаете само понятие "клуб" применимо сейчас в концепции "Рок клуба"? Есть ли вообще сейчас "тусовка", общность людей, занимающихся этой самой музыкой, так как это было в начале. Или же каждый сам по себе?
Джорджу Гуницкому (не про рок клуб):
Очень уважаю Вас и все что Вы делаете.
1.Как Вы считаете почему народ перестал вспоминать ушедших музыкантов? Была недавно дата смерти великого майка Науменко (20 лет) - тишина, Башлачев (20 лет) - тишина, Цой (20 лет) - что-то там делали, даже памятник не установили. Неужели все делается для того, чтобы забыть этих людей? В чем причина молчания?
2.Еще остались какие-нибудь рок-журналы, и рок-журналисты, или все поглотил ритм-энд-блюз?
3. Как думаете отмечать 40-летие АКВАРИУМА и Ваше с БГ 60-летие? Еще не думали?
Константину Евгеньевичу:
1. Не мне Вам указывать. Но я очень люблю Ваши песни и хочу спросить. Почему у Вас нет песен посвященных памяти деда, и о войне? Мне кажется получились бы прекрасные "вещи".
2. Планируете ли Вы издание сборника своих стихов-текстов? Может быть даже тех, что не легли на музыку. Это не в коем случае не подведение итогов, а подарок всем поклонникам Вашего творчества.
Всем спасибо. Поклон.
НМ: Общность людей, занимающихся одним делом, существует и без тусовки.
АГ: 1. Ну не знаю, их помнят все-таки. Многие помнят. Разве нет?
А памятник - это, наверное, не так уж и дешево, частными средствами сложно обойтись...
АГ: 2. С рок-прессой у нас хуже, чем прежде.
"Старым рокерам снится портвейн,
Новым - семнадцатый год,
Но когда баррикады построит третий,
Почему-то все будет наоборот"
Не кажется ли уважаемым участникам конференции, что:
1. Протест - всего лишь один из немногих аспектов любой творческой личности?
2. Выражение собственного мнения по поводу окружающего мира (социума, среды, четверга и пр. пт-пн) - это всего лишь выражение собственного мнения, причем здесь политика?
3. Иметь собственное мнение ведь во все времена было как минимум не комфортно, а не редко и очень больно?))
4. И еще. Почему в 80-х безо всяких "тырнетов" получилось организовать прекрасную музыкальную социальную сеть "Рубинштейна, 13")), а сейчас со всеми технологиями этого никто не может? Что по вашему мнению нужно, чтобы выйти на новый уровень?
С уважением и наилучшими пожеланиями в движении вперед.
4. АГ: "Рубинштейна,13" никогда не был социальной сетью. Выход на новый уровень не связан только с одними технологиями, все в таких делах определяется духовными поисками и запросами тех, кто в полной мере серьезно занимается музыкой.
НМ: Нужно копить энергию.
А резонно ли его возрождать? Совеременная политика нашего великого государства придерживается такой точки зрения, что она, якобы, всё разрешает и поддерживает, хотя все же и видят, что есть на самом деле. Нужно ли играть реальностью против нечёткой видимости? Нет смысла. Так вот, не кажется ли вам, что силы Рок-клуба теперь полностью децентрализованы между множеством около-андерграундных коллективов и представляют почти такую же мощь как Ленинградский рок-клуб в свои лучшие годы? Или вы всё-таки считаете, что нужна некая точка управления всем этим?
АГ: Точка управления - это уже что-то чуждое развитию музыки, и особенно рок-музыки, это чисто номенклатурный и совдеповский подход. Никакой децентрализации вроде нет, просто группы развиваются сами и проходят свои круги творческой эволюции, без какого либо руководящего центра. Он уж точно не нужен.
НМ: Общее управление не нужно. Необходимо творческое взаимодействие.
Так все таки стоит возрождать Ленинградский рок-клуб, если учесть то, что и города такого уже нет и страны той нет. Не кажется ли вам, что данная реанимация будет больше похожа на отрыжку из прошлого?
АГ: Ленинграда, разумеется, нет, и давно нет. Но остались неплохие традиции, появившиеся в прежние годы.
НМ: А это кому как. По мне так да.
Вопрос ко всем участникам: Николай, Анатолий, Константин, а есть ли смысл в возрождении Рок-клуба? В Петербурге прекрасно развита клубная культура, в отличие от той же Москвы, где 90% так называемых клубов - это совершенно безликие концертные площадки.
Быть может, имело бы смысл создать что-то в Москве? ДК Горбунова больше не существует как рок-площадки, ниша вакантна...
АГ: Питерская современная клубная культура - это большие или маленькие прокатные концертные точки. Рок-клуб всегда был чем-то большим и гораздо более значительным.
Не кажется ли вам, уважаемые отцы русского рока, что в настоящее время роль рок-клуба играет интернет со всеми своими сервисами, которые дают нынешним музыкантами именно то, что давал в свое время рок-клуб? И поэтому в возрождении рок-клуба столько же необходимости и смысла, сколько в повторении фестиваля Вудсток например.
АГ: Интернет - это только интернет, не более того. Он не может стать полноценной заменой подлинному объединению людей. И никогда не будет.
НМ: Я бы на "Вудсток" сходил. А интернет, конечно, важен, но только как инструмент.
Как вы отнесетесь к идее возрождения рок-клуба в виде интернет-ресурса для молодых музыкантов, ветеранов некоммерческого рока и их поклонников с использованием всех доступных технологий (радио-канал, конференции, онлайн-концерты и т.п.)?
АГ: Интернет-ресурс - это неплохо, даже более того. Только клуба он никогда не заменит.
НМ: Исключительно положительно.
Здравствуйте!
В 80х рок был единственным музыкальным языком у мыслящей молодёжи - поэтому и появилось столько ярких групп, основавших мощное рок-движение и Ленинградский рок-клуб в частности. Сейчас, как вы, наверное, понимаете, ситуация изменилась, и назвать хотя бы десяток молодых, убедительных в творчестве и неравнодушных к происходящему вокруг рок-команд достаточно сложно. Но новое поколение независимой, умной и актуальной музыки есть, и оно достаточно разноплановое - это и электропанк "Барто", и рэп "25/17", и многие другие. Как вы думаете - не стоит ли взамен уважаемой, но, кажется, отжившей своё организации создать что-то новое - такое сообщество музыкантов, где вы, с вашими знаниями и опытом в этой сфере, могли бы поддерживать молодые группы, уже не ограничиваясь рамками рок-формата? Так у достойных новичков будет возможность заявить о себе, у слушателя - услышать их. То есть "молодым - дорога, старикам - почёт" (такая, в своём роде, "связь времён"); а главное - актуальная музыка доходит до слушателя. Что скажете?
Спасибо!
АГ: Новое сообщество музыкантов вполне может появиться. Если это станет необходимым самим музыкантам.
НМ: Без молодежи, конечно, никак. И к черту форматы.
Здравствуйте! У меня есть вопрос.Как можно возродить рок-клуб,если наш рок опопсовывается?
АГ: Да, опопсовывается вовсю, но все же пока еще есть и иные стили, не только одна попса.
НМ: Отнюдь не весь. Следите внимательней.
Доброго времени суток! Большое спасибо, что согласились ответить на вопросы посетителей Lent'ы! На фоне современной действительности - что в плане политики, что в плане культуры - представители старой, еще советской рок-культуры воспринимаются не иначе, как что-то радное, кусочек того, что когда-то породило нас всех, а теперь объединяет! Особенно это заметно у нас, в Питере!
Мой вопрос наверное не будет отличаться оригинальностью, но все же: какие лозунги Вы, как представители классической советской рок-культуры можете предложить современной молодежи? Или же желание перемен все еще актуально и теперь? Что же до возрождения Ленинградского рок-клуба - наверное это нужно, но вот на каких началах? Считаете-ли Вы, что это должен быть коммерческий проект? Или же возрожденное движение сможет сохранить свою приверженность "не денежным" идеалам? Огромное спасибо!
АГ: Лозунг навязывать - это уже политический террор.
НМ: РК не коммерческий проект, но без денег никак. Лозунг: "Культуру в массы!"
Скажите, возможно ли создание эдаких филиалов Рок-клуба в городах нашей страны, примерно также, как было 30 лет назад?
АГ: Думаю, что нет. К тому же ленинградский рок-клуб всегда был сам по себе, подражали ему, но не он сам.
НМ: Такая работа уже ведется.
В России есть очень мощное блюзовое сообщество в интернете, через которое реально пробиться талантливым группам и музыкантам (группу Ragtime из нашего города моментально заметили и помогли с организацией гастролей и продвижением). Почему в нашей стране нет подобного рок-объединения? Масштабы покрупнее? Рок-музыка более коммерческое направление?
АГ: Страна такая. Однако теоретически такое объединение может быть. Впрочем, не знаю, когда и где...
НМ: Дело не в коммерции. Видимо, блюз-сообщество более организованно.
День добрый! Какие ваши ожидания от возрожденного рок-клуба? Ведь не поиск одеренных поэтов/музыкантов, предоставление им площадок, продвижение, продюсирование.
НМ: Ожидание новой жизни.
Всем доброе время суток! Вопрос такой: в случае возрождения рок-клуба, найдется ли в нем место для представителей современных направлений рок-музыки, например, таких, как Amatory?
АГ: Думаю, что вполне, да.
НМ: Ограничений по стилям музыки в РК никогда не существовало.
Николай, Анатолий, Константин, взволнован выдавшейся уникальной возможностью пообщаться с Вами, вы олицетворяете легенду моей молодости, и в моей легенде не было места для рок-клуба, я считал, что ваши группы пробивались через тернии к звездам и вы выдавали формы мировозрений прокладывающих путь, я не думаю, что вы сформировали какой-то слой поколения или часть общества или статистическую группу населения но сделали не мало и отдохнули многие, как вам помогал в вашем творчестве легендарный рок-клуб, повлиял он на ваше творчество?
АГ: Очень помогал - хотя бы даже самим фактом своего существования.
НМ: В РК говорить, ходить и пить я научился одновременно.
Николаю Михайлову: почему же все-таки ЛРК распался в 1991? Ясно, что "установившиеся" группы предпочли заняться своей гастрольно-звукозаписывающей деятельностью, но молодежь? Или дело было в вас?
Анатолию Гуницкому: почему ни один человек из "классического" Аквариума -- Губерман, Трощенков, Фан, Ляпин, Титов, Дюша, Гаккель -- после конца 90х в Аквариум не возвращались и с БГ не играли? БГ действительно всегда жжет мосты?
Константину Кинчеву: несмотря на кардинальное различие с вашим мировоззрением и вашей гражданской позицией, хочу выразить вам глубокую благодарность за множество великолепных песен. Ваш нынешний профессионализм -- вне сравнения! Два вопроса: вы могли бы войти в одну организацию (ЛРК?) с группами противоположной идеологии, таких как Телевизор? И -- можно ли на интернете найти Шаталина?
Спасибо!
НМ: РК не распался в 1991 году. Тому подтверждение - постоянные концерты на Рубинштейна,13, а также многочисленные фестивали, гастроли и акции.
КК: А каким образом стыкуются идеология и музыка? Рок-клуб тем и был хорош, что объединял людей с совершенно полярными мировоззрениями, и ничего, как-то уживались.
Добрый день!
Если предположить что Ленинградский рок-клуб, как организация, дожил до наших дней, то какие группы на данный момент все еще состоят в нем, кто руководит, и какие цели у клуба?
НМ: В РК состоят те коллективы, которые до сих пор считают себя его членами.
Как вы думаете если бы клуб все еще существовал, молодое поколение рок-групп могли бы выступать на уровне "Алисы", ведь на мой взгляд новое поколение не в состоянии конкурировать со "старой гвардией"?
Константин Кинчев: Я не понимаю, что значит "конкурировать". Все хороши своей самобытностью, у всех своя публика. Кто-то играет стадионы, но это не значит, что он достойнее тех, кто играет клубы. А конкуренция - это удел слабых. Она в политической борьбе имеется, в торговле, но не в творчестве.
НМ: РК существует. Старая гвардия в строю, а молодежь наступает на пятки и иногда успешно.
Добрый день. Ну во-первых, с праздником Вас всех, дата на мой взгляд очень серьезная, учитывая реалии нашего времени.
Ну и собственно вопрос ко всем:" Какой группы и/или исполнителя (из ЛРК) из тех которые уже не смогут сыграть Вам будет особенно не хватать в этот светлый вечер? Надеюсь на искренние ответы, заранее спасибо.
АГ: Столь многих... Майк, Цой, ДЮША, Романов… Курехин. Список этот уже столь велик.
НМ: "Странные игры".
Здрасте! Почему получилось так, что кочегарка Цоя до сих пор жила, а здание Ленинградского рок-клуба даже в качестве музея, не сохранилось?
НМ: Так получилось. Проект музея обсуждается.
Доброго времени суток!!!
У меня два вопроса:
1. В настоящее время рок-общественность разделена на два лагеря - одни утверждают, что русский рок в первозданном и самобытном своем виде давно и безвозвратно мертв, другие наоборот утверждают о новой волне. Кому верить, и чего ждать в случая возрождения?
2. Лично Константину Евгеньевичу Кинчеву, если позволите: Константин Евгеньевич, Ваша музыка нового периода (с конца 90х, если так можно сказать) представляет собой этакую смесь христианского и славянского рока, на мой взгляд. С чем связано это? Должна ли вообще общественная музыка пропагандировать религиозные или прорелигиозные догматы?
Заранее спасибо за ответы!
1. АГ: Ждать того, что будет. Верить тем, кто не болтает просто так, и такие люди еще есть.
НМ: Старый рок отнюдь не мертв, но новое уже есть и будет появляться.
хотелось бы задать вопрос а жива ли сейчас рок музыка та которая именно новизной отличается. актуальные темы создает. либо вечные но поет по новому?
и второй вопрос какие площадки наиболее востребованы сейчас для них. помимо интернета.
спасибо
НМ: Рок-н-ролл жив, пока жива душа. А площадки - кому какие нравятся.
Известно, что Ленинградский рок-клуб объединил в свое время ярчайшие коллективы, которые сейчас по праву считаются легендами русского рока. Интересно ваше мнение о том, почему в последние 10-15 лет не появилось коллективов такого уровня в России. Очень много талантливых групп и музыкантов, но ничего даже близко сравнимого с Аквариумом, Алисой или Аукцыоном как не было, так и нет. Время что ли другое?
КК: Я знаю пяток групп, которые мне легко и радостно называть соратниками. Эти коллективы по степени таланта, искренности, профессионализма не только не уступают, но порой и превосходят некоторых из нас. Вот так.
НМ: Тогда накопилась энергия, но сейчас тоже появляются достойные коллективы.
Здравствуйте.
Как вы считаете, что важнее для рока - текстовая составляющая (интеллектуальная лирика, затрагивающая многие острые темы) или музыкальная (запоминающиеся красивые мелодии, высокое исполнительское мастерство)? И что из этого преобладает в т.н. "русском роке"?
АГ: Текст очень важен в русском роке, даже больше, пожалуй, чем в западном.
НМ: И то, и другое. Важны пропорции.
Здравствуйте!
Согласны ли вы, что из участников рок-клуба только Леониду Федорову до сих пор удается постоянно делать что-то новое? При этом никаких социально ответственных текстов у "Аукцыона" как не было никогда, так и нет. Получается, что рок - это всё-таки в первую очередь музыка, а потом уже всё остальное?
АГ: Да, Леня один из немногих, но у него нередко используются стихи других достойных авторов. Хотя бы Хвостенко. Да и не только его одного.
Здравствуйте.
Почему Русские рок-группы не востребованы за рубежом так как например европейские и американские? Пример:от Битлз до Мьюз и до Металики и т.д., эти группы знают во всём мире. Чем мы хуже?
НМ: Язык. Хотя группа The Who не была популярна в Америке, к примеру. И что с того?!
Здравствуйте!! Прежде всего хотелось бы сказать Вам большое спасибо за то,что вы делаете.Нет ли вы у Вас ощущения,что близятся события,схожие с 17м годом? И,если рассмотреть эту ситуацию гипотетически,какое вы место отвели бы нашим рок-музыкантам в будущем расколенном обществе?
НМ: Новый виток - да. И, соответственно, новые роли, которые мы увидим.
Вопрос к Константину Евгеньевичу Кинчеву, и вопрос такого сорта: будете ли Вы, в случае открытия Ленинградского рок-клуба (на что, откровенно говоря, я очень надеюсь, хотя и живу не в Санкт-Петербурге и даже не в области), помогать, каким-то образом поддерживать молодые таланты, как это было в 90х? Сейчас, к большому сожалению, у молодых групп нашего времени почти нет шансов пробиться на крупные, серьезные площадки, и они вынуждены играть по небольшим клубам, так как все, увы, упирается в организацию и деньги. Будет ли возможность у групп, вошедших в рок-клуб, возможность гастролировать? И будут ли рок-команды проходить цензуру, как это было 30 с лишним лет назад?
Заранее Вам благодарен. Большой поклон Вам и Вашей семье.
Игорь.
КК: Я рад помочь всем группам, которые мне нравятся, только я не очень понимаю чем. Если Ленинградский рок-клуб откроется, то, вероятно, его руководство и станет помогать молодым группам, однако я вряд ли буду находиться в числе руководящих работников. Но членство в рок-клубе с радостью восстановлю.
Добрый день!
Вопрос ко всем участникам пресс-конференции.
Как вы относитесь к рок-фестивалям, таким как "Нашествие", Рок над Волгой" и пивным "Крыльям"? Каким должен быть рок-фестиваль? Какой фестиваль вам понравился больше всего?
Спасибо и удачи во всех начинаниях!
КК: Я на фестивалях выступаю с удовольствием, хотя гораздо больше люблю играть сольные концерты.