Степной волк
Музыкальный критик Артемий Троицкий ответил на вопросы читателей "Ленты.Ру"Здравствуйте уважаемый Артемий, разрешите задам Вам несколько вопросов по теме и вне ее:
1. Является ли премия трендовой, то есть лауреаты это представители одного направления в музыке, или это неважно. Потому что по лауреатам можно видеть, что рядом с представителями рок музыки, присутствуют откровенно попсовые проекты?
2. Вы лично знакомы практически со всеми представителями "старой школы" отечественной Рок-музыки, в этой связи я хотел бы задать Вам довольно больной вопрос.
В этом году исполнилось ровно 20 лет, как не стало прекрасного человека и поистине Великого поэта - Александра Башлачева. В трагический день, я уверен не один я, весь день ждал из "ящика" хотя бы слово памяти в адрес Александра, хотя бы маленькой програмки на 5 минуток об этом человеке. Ничего. Пустота. Тишина.
Никто не вспомнил.
Почему на Ваш взгляд это происходит? Почему его творчество забыто? Почему его друзья не могут встать и сказать, что он был, он есть и он бессмертен?
Очень печально, что даже Вы и Леонид Парфенов, которые обычно стоят за него горой, ни сказали ни слова о нем в этот день этого года.
В такие даты принято в наше время хорошо зарабатывать на памяти великого человека-выпустить сборник из 37 дисков, концерт собрать, чтобы попсовые артисты мусолили великие слова своими безголосыми тушками. Хоть это не произошло, спасибо. После "Кинопроб" и глумления над Цоем не многие выдержали бы.
3. Скажите, кто на Ваш взгляд сегодня способен вернуть Року его надрыв, его силу и его страсть? Не стало врага СССР, появился враг Деньги, изменился ли Рок?
Спасибо. =)
1. Я уже давно не делю музыку на жанры, стили и направления. Единственное, что меня интересует – это есть ли у человека талант, способен ли он удивить, есть ли у него индивидуальность или нет. Я считаю, пропорция людей, одаренных в рок-музыке, в поп-музыке, в электронной музыке примерно одинакова: таланты везде в меньшинстве, бездарности везде в большинстве. Я выбираю таланты, в каком бы стиле и направлении они ни выступали.
2. Тут я, с одной стороны, полностью согласен, с другой – абсолютно не согласен.
Согласен с тем, что Башлачев был поистине величайшим человеком нашего поколения, великим поэтом и безусловным гением. Он - самый важный человек в моей жизни, и я просто благодарен судьбе за то, что встретил его.
Но я не согласен, что он забыт. Возможно, если смотреть кнопочное телевидение или слушать русское радио, то можно решить, что такого человека, как Башлачев и не было никогда. Но я знаю совершенно точно, что он вовсе не забыт, постоянно проходят и концерты его памяти, и люди перепевают его песни, и, насколько мне известно, уже вышел или вот-вот выйдет его трибьютный альбом, переиздаются его книги, к одной из которых я сам написал предисловие, снимаются фильмы о нем. То есть этот человек, действительно, забвению не подлежит, да в общем-то, это забвение к нему, слава Богу, и не приходит.
3. Лично у меня есть несколько любимых молодых групп. Среди них можно перечислить такие группы, как "Люмен" и "Барто", еще бы назвал группу из Питера под названием "Отомото". Вот это все ребята, которые играют рок в той или иной его форме, будь то электропанк или панк-рок или какой-то авангардный рок.
Артемий!
Ваше музыкальное мнение для меня важно.
1.Расскажите о премии "Степной волк":что она из себя представляет, из какого фонда? как определяются номинанты и лауреаты?
2.Почему этой премии до сих пор не удостоин Гарик Сукачев?
Спасибо!
1. Премия "Степной волк" была учреждена московским Центральным домом художника, московским Открытым книжным фестивалем и мной, по, не скрою, моей инициативе. И придумали мы эту премию затем, чтобы каким-то образом отмечать тех наших артистов и музыкантов, которые действительно талантливы, интересны и заслуживают какого-то большего признания. Это необязательно какие-то неизвестные люди, это может быть та же Земфира и тот же Дельфин. Просто я считаю, что для этих людей, скажем, для Земфиры, тягаться с Жанной Фриске или с "Блестящими" – это просто унизительно, а Дельфину - с бойсбэндами или группами типа "Руки вверх" - бессмысленно. Наша премия только для талантливых, как это было сформулировано в названии романа Германа Гессе, только для сумасшедших!
2. Мы вручали данную премию в этом году в первый раз. И я боюсь, что Гарик Сукачев за истекший период, а именно за вторую половину 2007- первую половину 2008 года, в общем-то, ничего в музыкальном плане не сделал. Он все это время был занят съемками своего фильма, а новых пластинок, песен у него не выходило. Да и все концерты проходили, насколько я понимаю, в корпоративном ключе. Так что, при всей любви к Гарику, боюсь, что премию ему в этот раз давать было абсолютно не за что. А у нас все по-честному.
КАК БЫ ВЫ ОТНЕСЛИСЬ И ПРОЕКТУ СОЗДАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ ИЛИ ПРЕМИИ СТЕПНОЙ ВОЛК НЕ ОГРАНИЧИВАЮЩИЙСЯ РАМКАМИ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ?! НЕ ВЫВЕДЕТ ЛИ ЭТО РУССКИЙ РОК НА МЕЖДУНАРОДНУЮ АРЕНУ?
Теоретически это было бы занятно, но думаю, что в мире практика такого рода конкурсов среди альтернативных групп не проводится. Я считаю, что для России это более актуально, чем для остального мира, поскольку за границей альтернативные артисты и так в полном порядке и не обделены вниманием средств массовой информации и всевозможным признанием. Поэтому, повторяю, теоретически это было бы забавно, но я не думаю, что за границей с особым энтузиазмом отнесутся к такой идее.
Премия "музыкальная неформатность" это лично Ваша идея или есть западные аналоги данной премии?
Это моя идея, аналогичных западных премий я не знаю. Но могу повторить, что наша ситуация отличается от западной, поэтому я считаю, что не все, что проверено на Западе, должно произрастать у нас, и, точно так же, не все, чего на Западе нет, должно и у нас отсутствовать.
Артемий, здравствуйте. Почему Ваша премия, выдающаяся за "музыкальную неформатность" дается исполнителям и коллективам, которые олицетворяют русский мэйнстрим?
Артемий, в Ленте написано, что премия присуждается за "музыкальную неформатность". Каковы критерии этой "неформатности"? На мой взгляд Земфира, Мумий Тролль, Сергей Шнуров, Дельфин и Ляпис Трубецкой - вполне "форматны", "ротируемы" и пр. и пр. Это старые, давно состоявшиеся исполнители. Им более подходит премия "за вклад" :-)
Уважаемый Артемий! Позвольте узнать, что является критерием "музыкальной неформатности"? Кто вообще устанавливает форматы? И еще - а судьи кто?
Я ответил на это в первом же вопросе. Формулировка "за музыкальную неформатность" - это вообще не моя формулировка, и я не знаю, кто ее придумал. Возможно, какие-то журналисты. Может быть, это было сказано в каком-то пресс-релизе. Я сам с этой формулировкой столкнулся уже после того, как премия была выдана. Это не премия за "музыкальную неформатность", это премия за выдающиеся музыкальные способности и таланты, а в формате они или не в формате, я не знаю. Имеется масса артистов, которые считаются "неформатными", но при этом занудные, бездарные и слушать их невозможно. Соответственно, я абсолютно не стремился к тому, чтобы на эту премию номинировались только подпольные артисты. Я считаю, что те же Шнуров или Земфира, или Дельфин, или "Ундервуд", или Саня Скляр при всей их мейнстримовости люди по-настоящему талантливые. И для меня это решает все.
Артемий, учитывается ли в премии "Степной волк" такие составляющие имиджа, как стиль в одежде, образе жизни?
Спасибо
Полагаю, что вряд ли.
Знакомы ли Вы с творчеством "Серебрянной свадьбы" и "Самого Большого Простого Числа"? Достойные ли они кандидаты на подобную премию?
"Самое Большое Простое Число" были номинированы в числе дебютантов, где выиграла московская группа "Барто". А о "Серебряной свадьбе" я вообще ничего не слышал.
Уважаемый Артемий Кивович я снимаю шляпу перед вашим чувством юмора. Учредить премию за суть понятия музыки и быть первым кто призвал а давайте ребята отмечать тех кто истину ищет, занимаясь искусством.
Вы надеетесь что-то изменить или Вы забавляетесь? Спасибо!
Забавляюсь я всегда, и все, что я делаю в жизни, я стараюсь делать таким образом, чтобы мне и моим друзьям было весело. Так что элемент забавы присутствует. Надеюсь ли я что-нибудь изменить? Отчасти, да. Даже не столько изменить, сколько стимулировать. Я считаю, что эта премия должна до некоторой степени стать престижной среди музыкантов. Мне плевать на продюсеров, шоу-бизнес, СМИ и так далее. Мне хотелось бы, чтобы именно музыканты ее оценили, чтобы она их стимулировала в дальнейшем дерзании.
Как Вы относитесь к творчеству группы Крематорий? Слышали ли Вы их альбом Мифология, песни Степной Волк, и Гей-попс? Как- то можете прокоментировать упоминание Вашей фамилии там?
Я равнодушен к творчеству группы "Крематорий", альбом "Мифология" я не слышал. Моя фамилия уже много раз упоминалась в различных песнях, причем, что приятно, всегда исключительно в негативном контексте. Это было когда-то у группы "Облачный Драйв", потом это было у группы то ли "Наив", то ли "Тараканы", в общем, у каких-то из этих московских декоративных панков. Уверен, что она была еще где-то. О том, что я фигурирую в песни "Крематория", я ничего не знаю и ничего против этого не имею.
Артемий, здравствуйте. Мне кажется, что на текущий момент большинство исполнителей ограничиваются выпуском синглов, а не полноценных альбомов. Я ошибаюсь или с чем это связано на Ваш взгляд?
Дело в том, что институт альбома вообще умирает. По мере того, как музыка записывается с аудио-носителя в интернет, необходимость в записи и выпуске альбома как набора песен, в общем-то, отпадает. Поэтому - да, все больше артистов фокусируются на песнях, можно назвать их и синглами, а не на альбомах. Я считаю, что это вполне логично, хотя мне немного жаль, так как я, человек пожилой, вырос и был воспитан именно на альбомной культуре.
Здравствуйте, Артемий!
Как вы отностесь к симфо-металлическому направлению, а конкретно скандинавскому?
Благодарю!
Честно говоря, металл во всех его разновидностях, будь то симфо-, дум-, блэк-, спид-, трэш- и так далее, меня мало интересует уже лет тридцать. Так что ничего не могу сказать об этом. Боюсь, я вообще не тот человек, которого надо расспрашивать о металлическом роке, это не моя музыка.
Уважаемый Артемий Кивович,
В 2004м году на вопрос читательницы сайта smi.ru о вашем отношении к творчеству Егора Летова - лидера "Гражданской обороны", вы заявили что группа "Гражданская оборона" "не сделала ни малейшего вклада в рок, как в таковой" а так же пожилали смерти Егору Летову, написав "Лучше бы Егор Летов оправдал свои суицидальные теории и покончил бы с собой пятнадцать лет тому назад". Девятнадцатого Февраля этого года Егора не стало. Вызвал ли у Вас уход Егора какие либо эмоции? Изменилось ли Ваше отношение к этому человеку после его смерти?
Спасибо.
Нет. Хотя, разумеется, смерти ему я желал в переносном смысле. Просто я считаю, что Летов несет ответственность за смерть Янки, которая, в отличие от Летова, была на самом деле гениальной девкой. Он запудрил ей мозги, затравил ее наркотиками, и, что случилось потом, мы все знаем. Я считаю, что подобные деяния прощения не имеют.
Здравствуйте, Артемий Кивович. 3 вопроса:
1. На Ваш взгляд, творчество каких нынешних отечественных музыкантов/коллективов может наиболее успешно, если можно так выразиться, "экспортироваться" за границу и в какие страны?
2. Согласны ли Вы с мнением, что у многих отечественных серьезных исполнителей тексты нередко гораздо сильнее, чем музыка, в частности по сравнению с их западными коллегами, у которых и то, и другое примерно на равном уровне?
3. Как вы относитесь к творчеству Б.Г. последних лет?
1. Я думаю, что у наших электронщиков есть хорошие перспективы. Наша электронная музыка, собственно говоря, и на Западе, и на Востоке имеет некоторые успехи. Если говорить о попсе и роке, не думаю, что какие-то из нынешних наших музыкантов смогут успешно выйти на мировой рынок. То есть я был бы очень рад, если бы это произошло, скажем, с группой "Мумий Тролль", но, боюсь, это надо было делать лет 15-20 назад.
2. Это общепризнанный факт и, действительно, русская рок-музыка очень литературна. Я бы сказал, что поэтический уровень нашей рок-музыки, в общем и целом, выше, чем уровень западной музыки. На Западе такие крупные поэты, как Ленард Коэн или Ник Кейв, или Нил Янг, или Боб Дилан - это, скорее, исключения. У нас же очень многие рок-группы отличаются очень симпатичной лирикой.
3. Пластинок у него, по-моему, давно уже не выходило, на концерт последний раз я ходил года полтора тому назад, мне понравилась песня под названием "Дуй". В остальном, я считаю, что творчество Б.Г. за последние двадцать лет особых изменений не претерпело.
НЕТ ЛИ КРИЗИСА У РУССКОГО РОКА? НЕ ВИДЕТЕ ЛИ БЫ ОПОПСЕВАНИЕ СТАРОГО РОКА В ЛИЦЕ ТАКИХ ГРУПП КАК ДДТ И АЛИСА?
Мне кажется, все наши ветераны идут, более или менее, каждый своим путем. Я не считаю, что "ДДТ" и "Алиса" становятся более попсовыми. К Шевчуку я имею полный респект, к "Алисе" - полное равнодушие. Я считаю, что смешно требовать от пятидесятилетних людей менталитета, энергетики и озлобленности людей восемнадцати- и двадцатилетних. Не думаю, что происходит полное "опопсение" Гребенщикова, Макаревича или Бутусова. Действительный процесс – это взросление. И я считаю полными идиотами музыкантов, в основном, металлического направления, которые трясут жирными пузиками и прыгают с косичками на лысых черепах, исполняя свои старые хиты. Вот это, на мой взгляд, очень комично. А когда взрослые люди не стесняются показать, что они действительно взрослые, - это нормально.
Здравствуйте, Артемий.
1. Radiohead и NIN не так давно раздали свои новые альбомы в сети бесплатно. Возможно ли такое в России? Как вы лично относитесь к данному поступку? Реально ли русскому музыканту прожить на одних концертах, не продавая дисков?
2. Как вы относитесь к творчеству группы "Дети Пикассо"?
Спасибо!
1. Я думаю, в России выкладывать альбомы можно было бы всегда, поскольку, в отличие от Radiohead и NIN, наши музыканты никогда не зарабатывали большого количества денег от продажи носителей. Поэтому для западной практики поступок Radiohead, несомненно, был революционным, очень смелым, ярким, и я его очень одобряю. Что касается наших ребят, то они могли бы это практиковать вообще всю свою жизнь.
2. С большой симпатией. Если бы у них что-то вышло бы новенькое в последнее время, я бы с удовольствием номинировал бы их в "Степном волке", но что-то давно уже от них ничего не было.
Как прокомментируете последние альбомы Муми, Земы и Сплина? По 2 хороших песни на альбом это теперь нормально?
Я не считаю, что у Земфиры на альбоме только 2 хорошие песни, я считаю, у нее там 2 плохие песни, а именно "Мы разбиваемся" и "Спасибо", все остальные – хорошие. Альбом "Сплина" я помню плохо, альбом "Мумий Тролль", если имеется в виду "Амба", то, действительно, этот альбом меня скорее разочаровал. Но следующий альбом "Мумий Тролля", который будет называться "Восьмерка" и выйдет в августе, - это фантастический альбом, думаю, абсолютно лучший за всю историю этой группы.
Здравствуйте, Артемий. Что вы думаете о творчестве группы "Бон Джови" и о американском роке вцелом?
Я давно забыл о группе "Бон Джови", она мне никогда не нравилась. Если считать американским роком группы типа "Бон Джови" или "Рокси", то это совершенно идиотская музыка, что-то вроде поющих гамбургеров. Но, к счастью, в американском роке имеется не только "Бон Джови", но так же Sonic Youth, Suicide и масса других великих людей.
Артемий, здравствуйте.
Буду признателен если ответите на вопрос несколько личного плана. По ТВ очень давно смотрел передачу где Вы
рассказывали о чилийской девушке с которой учились.
Состоялась ли поездка, встреча? Удачи.
Да, это чилийская девушка - моя первая любовь, которую зовут Марианна Атиас. Встреча до сих пор не состоялась, но мы ведем оживленную переписку по интернету. Дело в том, что Чили находится на противоположном конце нашего шарика, и для того, чтобы туда поехать, требуется много времени и много денег. И если деньги я бы еще скопил, то вот взять и вырвать из жизни целый месяц для такой обстоятельной, толковой и чувственной поездки в Южную Америку, я бы, конечно, не смог. Но я очень надеюсь, что в будущем это все-таки произойдет.
Здравствуйте ! Хотелось бы узнать ваше отношение к участию Шевчука и Борзыкина в Маршах Несогласных ?
Выражаю полную солидарность Шевчуку и Борзыкину по поводу их участия в "маршах несогласных". Они молодцы и смелые ребята. Сам я никогда в подобных маршах не участвую, но это, скорее, в силу моего характера – я очень не люблю коллективные действия, я индивидуалист, и я не люблю оказываться в компании, если там хотя бы один-два человека мне не симпатичны. А в этих маршах, боюсь, участвует намного больше людей, которые мне категорически неприятны, скажем, Михаил Касьянов.
Артемий, скажи пжалста, вы не изменили своего любви к группе НОМ в связи с тем, что она в 1998 раскололась на две половинки? И как вы относитесь к кинематографической деятельности "номовцев" (Пасека, Жбан дурака), если, конечно, знакомы с ней?
Я по-прежнему очень люблю группу НОМ, это очень талантливые ребята. Я по-прежнему их слушаю, смотрю их фильмы, дружу с ними и с симпатией отношусь к их кинематографической деятельности. Их фильм "Фантомас снимает маску" был номинирован на премию "Степной волк", хотя получила премию Рената Литвинова.
так у Вас есть всетаки C5 Break что бы ездать на дачу или нет?
Нет, я сейчас вообще без автомобиля. Моя бывшая жена ездит на автомобиле Citroen С4 Сoupe, а я езжу на машине своего водителя – это джип Nissan X-Trail.
Изменилось ли ваше отношение к В.Цою, кто он для вас сейчас (рок-,поп-,иное)?
Мое отношение к Виктору Цою не менялось никогда, поскольку мы были друзьями, я знал его лично. И надо сказать, что память о нем, как о человеке, и любовь к нему, как к музыканту, будут жить во мне всегда.
Артемий Кивович! 1. Видел вас на концерте The Go! Team. Как вам? По моему, отменные ребята, а вот "Винзаводу" за звук незачет.
2. Научатся ли у нас работать со звуком так, чтобы не было стыдно перед западными музыкантами?
3. И еще: не хотите ли вы сделать музыкальный журнал или вам хватило неудачного опыта по запуску русской версии "Q"? В стране остался один музыкальный журнал, и это, конечно, катастрофа.
1. Я был разочарован концертом. Мне очень нравятся их диски, но на концерте был чудовищный звук, я там вообще ничего не слышал. Я считаю, что звук завалил концерт. Что самое интересное, мне сказали, что они специально сделали такой саунд, что это у них такая фишка. Честно говоря, я не очень понимаю, что это за фишка, что не слышно ни гитары, ни голоса одной из солисток.
2. Это сложный вопрос. До сих пор я был всего на одном массовом концерте, где был действительно идеальный звук. Это был концерт Земфиры в "Олимпийском" 1-го апреля. Как известно, звук там настраивали голландцы, а русских людей туда и близко не подпускали.
3. Я не хочу делать музыкальный журнал. Я и так достаточно всего делаю и в музыкальном мире, и на всяких окрестных полянках. Поэтому ни малейших амбиций по выпуску музыкального журнала у меня нет. С другой стороны, скоро мы начнем выпускать русскую версию английского журнала Dazed & Confused, и кое-что о музыке там тоже будет.
Артемий, акция с Вашим участием в защиту бельков вызвала большой резонанс и привела конкретным результатам. Будут ли проводиться подобные акции и впредь? И если да, то какие?
Да, всяческая природоохранная и животнолюбивая деятельность - это то, что меня очень вдохновляет в последнее время. Подобные акции будут продолжаться и, в частности, на Белом Море. Бельков мы спасли, но это была явно недостаточная победа, потому что теперь там бьют не младенцев, а малышей. То есть не двухнедельных тюленей, а полуторамесячных тюленей, у которых шкурка уже немного посерела. Я считаю, что это одинаково ужасно, и мы с друзьями не успокоимся до тех пор, пока охота на морских тюленей не будет запрещена вообще.
Здравствуйте, Артемий Кивович .
1. Скажите о ваших планах на лейбл "Восход"...было ли что после Барто, и что планируется (если не секрет).
2. И еще вопрос у меня про далекие 90-е..а конкретно про Гагарин-пати. Из-за гиганского наплыва печатных изданий посвященных рейв музыке 90-х, где каждый тянет одеяло на себя...возник вопрос:
Кто был идеолог и организатор вечерины, имеется ли запись с неё ? И если да, то есть ли вариант её как то заполучить ;)..?
Творческих успехов....спасибо.
Николай.
1. Уже вышел альбом "Пахома и Вивисектора". Я думаю, в планах выпуск альбома питерской группы "Отомото" и, возможно, группы "С Коленями Как У Птицы" из города Смоленска.
2. Записи у меня нет. А главным идеологом и организатором парти был покойный Иван Салмаксов. Я ему слегка содействовал в плане рекламы и того, что называется пиаром.
Артемий. Можно я вас сделаю персонажем своей книжки и комикса?
С Уважением,
Георгий Литвинов,
Резидент 7-ой степени допуска, аргонской исследовательско-патрульной Службы...
Да, пожалуйста.
Не кажется ли Вам, что каждый народ получает ту музыку, которую он заслуживает?
Нет, я так не думаю. Я люблю наш народ и считаю, что та музыка, которой его травят по телевизионным каналам, им абсолютно не заслужена. Другое дело, что народ у нас слишком терпелив, и терпит это телевидение и власть. Вот это очень обидно.
На "Саянское кольцо" в этом году поедите?
Нет, я и в прошлом году не был на нем и в этом году не собираюсь, поскольку нынешние организаторы повели себя абсолютно по-хамски в отношении меня, и с этими людьми я больше общаться не собираюсь.
Здравствуйте Артемий!
Чем для вас была группа Nirvana в начале 90х. Расскажите ваще впечатление после первого прослушивания альбома "Nevermind".
Я считаю, что Nirvana это группа одной песни - Smells like teen spirit. Это абсолютно гениальная песня, к сожалению, ни одного другого произведения, которое даже отдаленно приближалось бы к нему в репертуаре этой группы, ни на Nevermind, ни на последующих альбомах нет. Я считаю, что Курт Кобейн был красавцем и харизматиком и закончил как типичный пропащий рок-н-рольный герой, по всей видимости, оказавшись последним в этом славном ряду, но к его группе я отношусь более чем спокойно.
Что касается The Foo fighters, то на мой взгляд, это полное дерьмо.
Артемий Кивович,
Есть люди, которых вы считаете умнее себя?
Полно.
Какая мировая группа на сегодняшний день (рок группа) по Вашему является близкой по величию скажем Роллинг Стоунз?
Я думаю, что сегодняшняя музыкальная ситуация очень сильно отличается от того, что было в 50-е, 60-е, 70-е годы. Тогда музыка сама по себе была великим явлением. Сейчас музыка отошла на второй план, поэтому, естественно, что и великих групп, таких как Beatles или Rolling Stones, великих личностей, таких как Элвис, или Леннон, или Моррисон, сейчас, в принципе, быть не может.