Касьянов, Михаил Один из сопредседателей Республиканской партии России - Партии народной свободы
Касьянов, Михаил
Один из сопредседателей Республиканской партии России - Партии народной свободы
Один из сопредседателей Республиканской партии России - Партии народной свободы с июня 2012 года, ранее был сопредседателем незарегистрированной Партии народной свободы ("За Россию без произвола и коррупции"). Общественный деятель, экономист, глава консалтинговой компании ООО "МК Аналитика". Ранее - председатель правительства Российской Федерации (2000-2004), вице-премьер (2000), министр финансов (1999-2000), заместитель министра финансов РФ (1995-1999). В середине 1990-х годов провел ряд успешных переговоров с зарубежными партнерами о реструктуризации крупных государственных долгов Российской Федерации. С апреля 2006 года - председатель движения "Российский Народно-демократический союз", с июля 2006 года по июль 2007 года - активный участник оппозиционного Кремлю движения "Другая Россия", с сентября 2007 года - председатель незарегистрированной партии "Народ за демократию и справедливость".
Михаил Михайлович Касьянов родился 8 декабря 1957 года в городе Солнцево Московской области. Его отец был преподавателем математики, мать - экономистом. У них, кроме сына Михаила, были еще две дочери [86].
В 1974 году Касьянов поступил в Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ). В 1976 году был призван в армию, служил в частях Московского военного округа [86], [161].
В 1978 году Касьянов начал работать старшим техником, а впоследствии - инженером во Всесоюзном проектном и научно-исследовательском институте промышленного транспорта Госстроя СССР [86], [161], [157]. В 1981 году перешел на работу в аппарат Госплана РСФСР. Тогда же Касьянов восстановился в МАДИ на вечернее отделение факультета "Дороги и аэродромы", который окончил в 1983 году, получив специальность "инженер-строитель" (в западной прессе писали, что он окончил экономический факультет МАДИ [140]). В аппарате Госплана РСФСР в 1981-1990 годах Касьянов занимал должности инженера, ведущего экономиста, главного специалиста, начальника подотдела Отдела внешнеэкономических связей Госплана [86]. СМИ отмечали, что в аппарат Госплана Касьянов попал благодаря своей матери, которая работала старшим экономистом ведомства и была в хороших отношениях с его главой Юрием Маслюковым [91].
В 1990 году Касьянов был назначен начальником подотдела управления внешнеэкономических связей Государственного комитета экономики РСФСР, в 1991 году - заместителем начальника управления, начальником отдела Управления внешнеэкономической деятельности Министерства экономики РФ [157]. В 1992 году Касьянов занял должность начальника подотдела сводного отдела внешнеэкономических связей Министерства экономики РФ (министром экономики в тот период был Олег Лобов) [86].
В 1993 году Касьянов был назначен руководителем департамента иностранных кредитов и внешнего долга в Министерстве финансов. Отмечалось, что его назначение состоялось по инициативе вице-премьера и министра финансов Бориса Федорова, который выбрал Касьянова из десяти претендентов на этот пост [91]. С 1993 по 1995 годы Касьянов возглавлял департамент иностранных кредитов и внешнего долга. В этой должности он в декабре 1994 года фигурировал в центральной прессе: дал интервью "Российской газете" о концепции и расходовании кредитных поступлений [160], а также фигурировал в сообщениях агентства "Интерфакс" с рассказом о работе по согласованию проекта соглашения о долгосрочной реструктуризации долга бывшего СССР Лондонскому клубу [159]. Как руководитель департамента, Касьянов непосредственно подчинялся первому заместителю министра финансов Андрею Вавилову (Минфин в годы работы Касьянова возглавляли - до января 1994 года - Федоров, затем Сергей Дубинин, а с ноября 1995 года - Владимир Пансков) [86]. По некоторым данным, в этот период Касьянов обратил на себя внимание так называемой "семьи" - доверенного окружения президента России Бориса Ельцина, в том числе его родственников. В этот круг Касьянова якобы ввел глава МДМ-банка Александр Мамут, близкий Вавилову [86].
16 ноября 1995 года Касьянов был назначен заместителем министра финансов, курировавшим отношения с заграницей и валютные операции (эту должность он занимал при различных министрах в правительствах, возглавляемых Виктором Черномырдиным, Сергеем Кириенко и Евгением Примаковым) [86].
28 декабря 1996 года Касьянов был включен в состав межведомственной комиссии РФ по делам Совета Европы – постоянного координационного органа, осуществляющего координацию работы по участию Российской Федерации в конвенциях Совета Европы [158].
После дефолта в августе 1998 года Касьянов был назначен председателем рабочей группы для проведения переговоров по реструктуризации внешних долгов российского государства и частных банков страны. В прессе отмечали, что успешно завершив переговоры с иностранными кредиторами, Касьянов заслужил репутацию опытного переговорщика [86], [91]. В феврале 1999 года Касьянова повысили – он стал первым заместителем главы Минфина Михаила Задорнова. Комментируя это назначение, "Профиль" отмечал, что, по отзывам коллег, Касьянова можно было назвать одним из немногих крупных госчиновников, действительно понимающих, что происходит в российской экономике [157]. В марте 1999 года Касьянов был назначен заместителем управляющего от РФ в Европейском банке реконструкции и развития [155]. В том же месяце Касьянов как представитель государства вошел в созданный по распоряжению правительства Российский банк развития (РБР) [156].
25 мая 1999 года Касьянов, по мнению ряда СМИ "неожиданно" [154], был назначен на пост министра финансов РФ в правительстве Сергея Степашина [161] (сообщение об этом застало Касьянова в Лондоне, где он вел переговоры с Лондонским клубом кредиторов о реструктуризации долгов бывшего СССР [153]). Ранее занимавший этот пост Задорнов, назначенный первым замом премьер-министра нового правительства, назвал кадровую перестановку на обоих постах логичной [154]. При этом, по некоторым данным, он, получив новую должность, хотел сохранить за собой и портфель министра, поскольку, по его мнению, Касьянов был далек от вопросов бюджетной политики, которыми должен был заниматься глава Минфина [151].
На следующий день после сообщения о назначении Касьянова радиостанция "Эхо Москвы" сообщила, что новый министр "будет просить президента освободить его от этой должности". Аналитики после этого сообщения высказали несколько версий относительно причин отказа Касьянова от министерского поста. В первую очередь подчеркивалось, что "он отлично чувствует себя в роли главного переговорщика с западными кредиторами" и не желает "заниматься трещавшим по швам российским бюджетом". Выдвигалось также предположение, что Касьянов тем самым хотел подыграть Задорнову. СМИ в этот период писали о Касьянове как о человеке, близком председателю правления РАО ЕЭС Анатолию Чубайсу. Отмечалось, что "отказ" Касьянова мог быть связан с конфликтом между Чубайсом и представителем "семьи", предпринимателем Борисом Березовским, который не хотел бы видеть союзника Чубайса на посту главы Минфина [152] (однако в 2000 году ряд СМИ, не отрицая близости Касьянова к Чубайсу, вместе с которым он участвовал в переговорах с Лондонским клубом по рефинансированию кредитов, писали о Касьянове как о реформаторе-прагматике, поддерживающим хорошие отношения с Березовским [140]). 27 мая РИА Новости отмечало, что пресс-служба президента России до сих пор не располагает указами о новых назначениях или структурных изменениях в кабинете министров [151].
Однако в дальнейшем в прессе Касьянов уже упоминался как министр. В июне 1999 года он вошел в состав коллегии представителей государства в ОАО "Общественное российское телевидение" (ОРТ) [150], а также был назначен членом Совета безопасности РФ [149].
В августе 1999 года, после отставки Степашина, Касьянов сохранил за собой пост министра финансов в кабинете премьер-министра [148] Владимира Путина (с 9 по 19 августа 1999 являлся исполняющим обязанности министра, позднее – переназначен [86]) [146]. В том же месяце СМИ писали об очередном успехе Касьянова - проведенных им переговорах по займам. Так, сообщалось, что сначала Международный валютный фонд принял решение выдать России крупный кредит, а вслед за этим аналогичные решения приняли Всемирный банк и правительство Японии. Касьянову также удалось договориться о реструктуризации платежей Парижскому клубу стран-кредиторов на 8 миллиардов долларов и отсрочке по долговым выплатам Лондонскому клубу. Таким образом, крупнейшие кредиторы России в 1999-2000 годах отказались от получения 6-7 миллиардов долларов, что, по оценке журнала "Деньги", составляло почти четверть российского бюджета [147].
СМИ много писали о причастности Касьянова к теневым финансовым операциям в конце 90-х годов. В частности, "Версия" в 1999 году сообщала, что, предавая гласности определенную информацию, он участвовал в рыночной игре, спекулируя на рынке ценных бумаг, то есть использовал служебные данные в личных целях. По сведениям источника издания, Касьянов при этом играл роль исполнителя, а "мозговым центром" проворачиваемых операций являлся Мамут. Сообщалось, что ценные бумаги, котировки которых снижались после "вброса" информации, скупали за 25-30 процентов их реальной стоимости [91] близкие к Касьянову и контролируемые Мамутом и частично Романом Абрамовичем коммерческие "МДМ-банк" и "Собинбанк" [142], после чего Касьянов как министр финансов делал новое заявление о "разрешении ситуации" или, если речь шла о долговых обязательствах России, срочно давал указание об их скорейшем погашении за полную стоимость из госбюджета, после чего котировки вновь поднимались (по некоторым данным, аналогичные операции с долгами советских банков осуществляли ранее Вавилов и Мамут) [91]. Прибыль Касьянов якобы "прокручивал" через Bank of New York и, помимо полагающейся ему доли, имел с каждой сделки дополнительные 2 процента комиссионных, за что и получил прозвище "Миша Два Процента" [142], [91] (сам Касьянов в 2005 году в интервью радиостанции "Эхо Москвы" отмечал, что связанные с его прозвищем рассказы – "необоснованная ложь". Оно, по его словам, стало ответом на его действия, "не разрешающие проводить незаконные… операции", которые он "отказался проводить в пользу тех или иных предпринимателей" [90]. Позже СМИ писали, что прозвище Касьянову придумал журналист Олег Лурье - автор многочисленных "разоблачительных" публикаций о нем. В 2005 году публиковалось мнение неназванного представителя крупного бизнеса, который утверждал: "Никто не работает под 2 процента. Касьянов - крупный и умелый бизнесмен, и под такие смехотворные проценты никогда не работал. В бизнесе вообще не принято посредничать менее чем под 15 процентов, и это не предел для человека, от которого так много зависело, как от Касьянова" [93]). По мнению источника газеты "Версия", прибыль от описанных операций являлась составной частью тех денег, вокруг которых в 1999 году разгорелся так называемый "Рашагейт" [142] ("Руссогейт" [144]) – скандал, связанный с отмыванием в Bank of New York денег "русской мафии". По оценке ряда СМИ, в целом речь шла о 15 миллиардах долларов, в том числе о 10 миллиардах из выделенного России кредита МВФ на сумму в 20 миллиардов долларов. Сам Касьянов заявил, что правительство РФ к операциям по отмыванию денег не имело никакого отношения [144], а о ходе дела он узнает из прессы [145]. СМИ сообщали, что "Рашагейт" быстро развалился, поскольку не удалось найти достаточных оснований для начала судебного разбирательства [133].
Фамилия Касьянова начиная с 1999 года также фигурировала в публикациях относительно разбирательства по делу "Мабетекс" – швейцарской фирмы, выступавшей подрядчиком при реставрации Кремля, официальным заказчиком которой выступало управление делами президента РФ, возглавляемое Павлом Бородиным. Ряд СМИ отмечали, что, по некоторым сведениям, именно Касьянов контролировал все связанные с "Мабетексом" валютные операции Минфина [91]. В январе 2001 года в соответствии с судебным поручением прокуратуры Швейцарии занявший к тому времени пост госсекретаря Cоюза России и Белоруссии Бородин был задержан в нью-йоркском Международном аэропорту имени Джона Кеннеди [130], впоследствии выпущен под залог в 5 миллионов швейцарских франков. В марте 2002 года дело против Бородина было прекращено: прокуратура ограничилась наложением штрафов. Бородин заявил, что обжаловать решение женевской прокуратуры не будет, как не будет и выплачивать назначенный ему штраф в размере 300 тысяч швейцарских франков за нарушение швейцарского законодательства об отмывании денег [124], [125], [129].
В январе 2000 года Касьянов стал вице-премьером в правительстве РФ [161]. Эта должность была учреждена вместо двух должностей первых вице-премьеров, которые занимали Николай Аксененко и Виктор Христенко. После своего назначения Касьянов заявил: "В ближайшие три месяца не стоит ожидать фундаментальных изменений. Моей задачей будет обеспечение стабильности и восстановление равновесия в сфере государственных финансов" [140]. Западные СМИ отвели Касьянову роль "технического координатора" кабинета министров в предстоящей президентской гонке, "резервного премьер-министра", который позволит Путину, названному Ельциным его преемником на посту президента, сосредоточиться "на предвыборной кампании и государственных делах" [141]. В том же месяце Касьянов возглавил Совет министров Союза Белоруссии и России [139], [86].
В марте 2000 года Касьянов был избран председателем совета директоров ГК "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (АРКО), членом которого стал еще в сентябре 1999 года [143]. Журнал "Деньги" отмечал, что за неделю до своего назначения Касьянов направил Путину письмо, в котором предложил прекратить банкротство "Промстройбанка" и передать его под управление АРКО. Путин дал согласие, после чего уже возглавляемый Касьяновым совет директоров принял решение рекомендовать правительству обратиться в арбитражный суд с ходатайством о прекращении процедуры банкротства в отношении "Промстройбанка". Издание сделало вывод, что Центральный банк РФ и АРКО лишились части своих полномочий, поскольку судьба банков стала зависеть не от них, а от планов возглавляемого Касьяновым правительства [138].
Ряд СМИ публиковал информацию о том, что 31 марта 2000 года Касьянов подписал от имени Минфина договор N01-01-06/26-311 об уступке требования по долгу Министерства путей сообщения (МПС) перед Минфином (кредит в 77,7 миллиона немецких марок, или 38,4 миллиона долларов, МПС получило в ноябре 1995 года). Помимо Касьянова, договор подписал председатель Внешэкономбанка Андрей Костин. Права требования долга получила оффшорная кипрская компания Felirio Trading Co. Limited, которая в обмен на это передала Минфину ценные бумаги (PRIN), стоившие ко времени подписания договора лишь 26 миллионов долларов. Курс пересчета марок в доллары в договоре был указан на 15 февраля – за полтора месяца до сделки, и, таким образом, курсовая разница составила 800 тысяч долларов в пользу кипрской компании. Договор был оформлен без разрешения ЦБ РФ, который осуществлял функции валютного контроля. МДМ-банк, через который переводились деньги от кипрской компании, перечислил 39 миллионов долларов на счет клиента в Business Mediterranean Bank Ltd., зарегистрированный в офшорной зоне – на острове Науру [105], [86]. Директором Felirio Trading СМИ называли Андреаса Софоклеуса (Andreas Sofocleous), однако, по некоторым данным, он являлся номинальным лицом - кипрским адвокатом, официально выступающим от имени компании в интересах настоящего владельца, тем самым позволяя ему сохранять анонимность. Электронное издание "Вслух", ссылаясь на свой источник в Центральном банке Кипра, в феврале 2004 года сообщало, что владельцем Felirio Trading Co. Limited является "один из самых высокопоставленных российских чиновников" [105].
В мае 2000 года избранный новым президентом России Путин вступил в должность и в том же месяце назначил Касьянова председателем правительства России [86]. "Ведомости" называли Касьянова "сильным премьером при сильном президенте" и отмечали, что он сумел получить немалую самостоятельность в подборе команды и оттеснить некоторых "питерцев", в частности главу Минэкономразвития Германа Грефа, который, по выражению издания, был "вынужден чуть ли не уступить Касьянову авторские права" на разработанную под его руководством экономическую программу [137].
В июне 2000 года Касьянов стал председателем Комиссии правительства РФ по военно-промышленным вопросам [135], а также Федеральной антитеррористической комиссии [134]. В том же месяце Касьянов подписал документ о распределении обязанностей между заместителями председателя правительства РФ. Тогда же были названы обязанности Касьянова как председателя правительства РФ. Указывалось, что он "непосредственно рассматривает вопросы государственного строительства, структуры федеральных органов исполнительной власти и их соответствие решаемым задачам, вопросы кадровой политики и государственной службы, правовой реформы, вопросы министерства имущественных отношений РФ, государственного таможенного комитета РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, российского агентства по государственным резервам, Российского фонда федерального имущества, федеральных государственных унитарных предприятий "Государственная компания "Росвооружение" и "Промэкспорт". Отмечалось, что он также ведет контроль за осуществлением военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, координирует вопросы военной реформы, руководит комиссией правительства по военно-промышленным вопросам, координирует взаимодействие с Центральным банком и Российской академией наук. Как председатель правительства Касьянов должен был обеспечивать "координацию работы федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет президент РФ: МВД РФ, МЧС РФ, МИД РФ, Минобороны РФ, Минюста РФ, Государственной фельдъегерской Службы РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы железнодорожных войск РФ, ФСБ РФ, Федеральной службы налоговой полиции РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Федеральной службы специального строительства РФ, Федерального агентства правительственной связи и информации при президенте РФ, Главного управления специальных программ президента РФ, Государственной технической комиссии при президенте РФ, Управления делами президента РФ" [136]. В октябре 2000 года Касьянов возглавил совет по предпринимательству при правительстве РФ [86].
После назначения Касьянова на пост премьер-министра в СМИ появились несколько скандальных публикаций о связи Касьянова с исчезновением кредита МВФ в 1998 году. В июле 2000 года в итальянской газете La Repubblica была опубликована статья "Премьер Касьянов - режиссер "Рашагейта"", в которой Касьянов был обвинен в причастности к переводу в августе 1998 года на секретные счета Центробанка и Минфина в Швейцарии первого транша "стабилизационного кредита" МВФ в размере 4,8 миллиарда долларов. Издание со ссылкой на следственного судью Лорена Каспер-Ансермета отмечало, что указания обо всех произведенных трансфертах отдавал Касьянов, являвшийся в тот период главой делегации на переговорах с МВФ [133]. Тем не менее, никаких серьезных последствий для Касьянова эта информация не имела.
В начале августа 2000 года английская газета The Times опубликовала статью, в которой утверждалось: люди из окружения замминистра финансов Касьянова в начале 1998 года предлагали Виктору Гитину, входившему в состав финансового комитета, 500 тысяч долларов за прекращение расследования о заимствованиях, которые были сделаны правительством в 1997 году (и в августе 1998 года привели к государственному дефолту). Газета рассказала о том, что в том же году Гитин был арестован в Красноярске по обвинению в хищении бюджетных средств. По его словам, на него было совершено два покушения, и он пережил два инфаркта. Собраные Гитиным за время работы в финансовом комитете Госдумы несколько коробок документов о судьбе "стабилизационного кредита" МВФ, об инсайдерских операциях с рублевыми кредитами периода СССР и о приватизации "Норильского никеля", по его словам, были изъяты и не возвращены после освобождения и прекращения уголовного дела. Он выражал уверенность в том, что если бы собранные им документы были опубликованы, "Касьянов никогда не стал бы премьер-министром". При этом он подчеркивал, что после назначения Касьянова на этот пост уже "никто не был заинтересован в их изучении" [132]. СМИ отмечали, что правительство ответило на эти публикации молчанием. Заместитель руководителя аппарата правительства РФ Алексей Волин в одном из интервью заметил по этому поводу: "Что толку реагировать на полную чушь? Вы же не обращаетесь в суд, если про вас на заборе написаны неприличные слова" [131].
В июле 2001 года Касьянов как глава правительства подписал "Основные положения реформы электроэнергетики" - плана кардинального изменения структуры РАО ЕЭС, естественного монополиста в области электроэнергетики России [128]. Документ, по данным "Ведомостей", был утвержден практически без изменений – в том виде, в котором его передали на подписание, что издание расценило как полную победу Чубайса и его союзника Грефа [127].
В ноябре-декабре 2002 года в российских СМИ обсуждалась возможность перехода российской армии на комплектование по контракту. Касьянов также высказал свою точку зрения по этому вопросу, предложив формировать регулярные части российской армии исключительно из контрактников, а резерв - из призывников и уволенных в запас военнослужащих. При этом срок обязательной службы в армии должен быть сокращен, подчеркивал премьер [126].
В мае 2002 года СМИ писали о конфликте Генпрокуратуры и Касьянова, в центре которого оказался президент "Славнефти" Юрий Суханов. За две недели до избрания Суханова на этот пост Генпрокуратура возбудила против него уголовное дело, однако премьер, предписавший госпредставителям голосовать за Суханова на собрании акционеров, по выражению "Ведомостей", "даже под давлением остался верен своему выбору". Издание отмечало, что, по некоторым данным, прекращению уголовного дела в отношении Суханова способствовал лично президент Путин [123].
В декабре 2002 года "Коммерсант" сообщил, что Касьянов выступил автором плана реформы всей системы федеральных органов исполнительной власти, включая правительство (в декабре 2002 года этот план утвердил президент). Реформа предполагала разделить функции исполнительной власти на "правоустанавливающие", то есть связанные с нормативным регулированием, "правоприменительные", то есть контроль и надзор, и функции по "предоставлению госуслуг" (например, в области культуры, образования и здравоохранения) и управлению госимуществом. В декабре того же года этот план утвердил президент [122].
В феврале 2003 года СМИ писали о "рыбном споре" Касьянова с его подчиненным, главой Госкомрыболовства Евгением Наздратенко. Сообщалось, что Наздратенко отказался утверждать рыбные квоты в Приморье, возмущенный тем, что все они были получены фирмой губернатора края Сергея Дарькина [120]. Касьянов же подписал и квоты, и приказ об отстранении Наздратенко от занимаемой должности, отменив два его приказа о распределении промышленных квот на Дальнем Востоке. Сам Касьянов указывал, что губернаторы неоднократно жаловались ему на действия Наздратенко [121]. В апреле 2003 года заместитель генерального прокурора России Владимир Колесников в телевизионном эфире заявил, что у Генпрокуратуры РФ появились вопросы к Касьянову в связи с расследованием дела о злоупотреблениях в Госкомрыболовстве. Тогда же было сообщено, что сотрудники прокуратуры "уже изымают документы из Белого дома". Информации о том, задавались ли заявленные вопросы Касьянову, не появлялось [111]. Наздратенко в должности так и не был восстановлен – в мае он был назначен заместителем секретаря Совета безопасности РФ, курирующим сферу экологической безопасности и сохранения биоресурсов [115].
В апреле 2003 года СМИ писали об участии Касьянова в налоговой реформе. В этом месяце правительство под его руководством приняло решение с 1 января 2004 года снизить налог на добавочную стоимость (НДС) с 20 до 18 процентов, а с 2006 - до 15 процентов. "Время новостей" отмечало, что практически единственным оппонентом предложениям кабинета министров выступил глава бюджетного комитета Думы Александр Жуков. По его мнению, совпадавшему с точкой зрения многих экспертов, правильнее было бы с 1 января 2004 года снизить единый социальный налог (ЕСН), а не НДС [118]. Отмечалось, что Касьянов изначально был настроен на радикальные изменения в достаточно короткие сроки, но его инициативы встретили сопротивление главы Минфина Алексея Кудрина, несогласного с предлагаемым Касьяновым вариантом проведения реформы. Тем не менее, компромисс был достигнут, хотя налоговые новации, по мнению издания, в результате оказались "довольно скромными". Прокомментировал Касьянов и вопрос о возможном будущем снижении ЕСН. По его словам, это было связано не с боязнью кабинета взять на себя ответственность, а с невозможностью в силу объективных обстоятельств, в том числе - неясности с формированием социальных фондов, просчитать, как повлияет снижение ЕСН на налоговую базу [119].
В апреле 2003 года Касьянов выступил за сокращение суммы финансирования предложенной министром обороны Сергеем Ивановым федеральной целевой программы (ФЦП) по переходу воинских частей постоянной готовности на контрактный принцип комплектования со 150 (по другим данным – со 120 [110]) до 50 миллиардов рублей. Позицию премьера по этому вопросу "Независимая газета" назвала сенсацией. Газета отметила, что в поведении Касьянова "ощущалась очевидная симпатия к альтернативному проекту СПС". Однако в итоге Касьянов не стал вступать в лобовое столкновение с Ивановым [117]. План был отправлен на доработку, и в начале сентября 2003 года на реализацию ФЦП в 2004-2007 годах правительством было выделено 79 миллиардов рублей [109], [110]. "Ведомости" публиковали мнение эксперта Центра оборонной информации США Ивана Сафранчука, который отмечал сложность в оценке достаточности общего финансирования программы, поскольку Минобороны не раскрывало независимым экспертам свою методику расчетов. Альтернативные же расчеты Союза правых сил показали, что суммы расходов на реформу, заявленные Министерством обороны, были завышены на 10-20 процентов [109].
В апреле 2003 года представители партии "Яблоко" заявили о намерении инициировать в Госдуме вотум недоверия правительству Касьянова. Основной причиной для претензией к правительству стала реформа ЖКХ, но назывались и другие - "неспособности решать стратегические вопросы, связанные с постиндустриальным развитием страны"; доведение до "запущенного положения вопросов безопасности", отсутствие "серьезных решений в области налогов, малого бизнеса и естественных монополий" [116], а также теневая реорганизация РАО ЕЭС, разрешение на ввоз в Россию ядерных отходов и блокирование налоговой реформы [112]. Правительство при Касьянове, по мнению лидера партии Григория Явлинского, превратилось в малый парламент, в котором "кланы совершенно открыто спорят с друг другом и выясняют отношения" [116], а другой лидер "яблочников" Сергей Митрохин заявлял, что кабинет министров превратился в "структуру, которая работает в интересах не общества, а корпораций, олигархов" [114]. Депутатов от "Яблока" поддержали представители КПРФ, и 18 июня 2003 года Дума рассмотрела вопрос о недоверии правительству. За отставку кабинета проголосовали 172 депутата (при необходимом минимуме в 226 голосов [113]), против - 163, остальные не голосовали или воздержались, и вотум был провален. Касьянов, несмотря на направленное ему письменное приглашение, на инициативу депутатов никак не отреагировал и на заседание не явился [112].
Начиная с 2003 года Касьянов неоднократно выступал с комментариями по поводу ареста бывших руководителей МФО "МЕНАТЕП" и НК "ЮКОС" Платона Лебедева и Михаила Ходорковского. Эти события он оценивал негативно, указывая, что уголовное преследование бизнесменов подрывает доверие инвесторов к стране. Так, комментируя в июле 2003 года арест Лебедева, Касьянов подчеркнул: "В отношении экономических преступлений это неоправданно". Его заявление широко обсуждалось в прессе, и аналитики высказывали различные версии того, почему Касьянов выступил против преследования руководителей "ЮКОСа". Согласно одной из них, он, как заинтересованный в благоприятном инвестиционном климате для страны руководитель правительства, проявлял заботу об имидже России. По другой версии, это стало еще одним свидетельством общего обострения отношений между правительством Касьянова и правоохранительными структурами – МВД и прокуратурой. Высказывалось также предположение, что заявление Касьянова станет "предтечей" выступления президента Путина, который, как ожидалось, вмешается в конфликт вокруг "ЮКОСа", однако этого не произошло [111]. "Комсомольская правда" приводила информацию о том, что после заявления Касьянова Путин собирался отправить его в отставку и назначить на его место вице-премьера Бориса Алешина, а в качестве отступного, сообщало издание, Касьянову будет предложено место председателя Центробанка. Однако в тот период отставка не состоялась [106]. Позднее, в мае 2005 года, Касьянов назвал процесс по делу Ходорковского и Лебедева "судебным фарсом". "Мое однозначное мнение: это демонстрация, что с любым может быть так же или жестче", - заявил Касьянов, оценив последствия "дела "ЮКОСа" как "негативные на длительную перспективу" [98]. В сентябре 2005 года он отметил, что смотрит на связанные с "ЮКОСом" события еще более негативно, чем раньше. "Тогда мне казалось, что эта тема не будет такой трагической, что не будет… использована для передела собственности", - отметил Касьянов [90].
В январе 2004 года Касьянов возглавил созданный по его инициативе Совет по борьбе с коррупцией при президенте России [107]. Схему нового госоргана также разработало правительство Касьянова. "Газета" отмечала, что прописанные в положении функции совета "довольно туманны". Например, сообщалось, что совет будет ежегодно заслушивать "доклад генпрокурора о состоянии дел в сфере борьбы с коррупцией", при этом совет не будет вести расследования и рассматривать конкретные факты. Собираться совет, согласно положению, будет "по мере необходимости" [108].
25 февраля 2004 года правительство Касьянова было отправлено в отставку. По сообщению "Ведомостей", отставка стала полной неожиданностью для всех, включая самого Касьянова – аналитики ожидали отставки кабинета только в мае, после инаугурации Путина, избранного на второй президентский срок. При этом итоги деятельности кабинета Путин определил как "в целом удовлетворительные". Издание приводило слова некоего чиновника из окружения экс-премьера, который заявил, что президенту не нравилась слишком тесная связь Касьянова с крупным бизнесом. "Ведомости" отмечали, что одним из немногих, кто публично пожалел об уходе премьера, оказался совладелец "ЮКОСа" Леонид Невзлин, назвавший Касьянова "руководителем высокого уровня, каких поискать" (позднее, в 2005 году, бизнесмен выразил готовность оказывать помощь Касьянову в борьбе за пост президента [86]). Приводила газета и комментарии одного их высокопоставленных сотрудников президентской администрации, который заметил, что кредо Касьянова - "экономических прорывов не будет" - вступило в противоречие с декларируемым Путиным стремлением к удвоению ВВП и ускорению реформ [104]. Позднее было высказано мнение о том, что неожиданная отставка Касьянова была продиктована опасениями Путина, связанными с возможным срывом выборов 2004 года, после чего он бы потерял право баллотироваться, а Касьянов автоматически стал бы исполняющим обязанности главы государства [72].
Подводя итоги деятельности Касьянова, "Ведомости" сообщали, что за четыре года его премьерства ВВП России вырос на 29,8 процента. Правительство решило проблему внешнего долга, началось формирование Стабилизационного фонда, названное изданием "венцом грамотной бюджетной политики" кабинета министров. Однако, подчеркивало издание, заявленные экономические реформы оказались половинчатыми. В ряду достижений налоговой реформы, проведенной правительством Касьянова, газета называла замену прогрессивной шкалы подоходного налога, доходившей до 35 процентов, плоским 13-процентным налогом, а также создание накопительной пенсионной системы, начало реформирования железнодорожного транспорта и электроэнергетики России [104]. Вместе с тем СМИ отмечали, что россияне рост своего благосостояния в 2000-2004 годах никак не связывали с Касьяновым, поскольку он с самого начала своей деятельности пребывал в тени президента Путина [89]. Сам Касьянов работу возглавляемого им правительства назвал "неплохой" [103].
В июне 2004 года экс-премьер объявил о намерении вернуться в большую политику. "Коммерсантъ" сообщал, что Касьянов выступил инициатором создания нового международного банка для финансирования расширения инфраструктуры экспорта российских энергоносителей в страны Евросоюза. По словам самого Касьянова, президент Путин его идею одобрил и даже дал правительству и ЦБ поручение "проработать этот вопрос до середины июля". Тогда же издание сообщило, что бывший глава правительства не исключил того, что он еще может занять и государственную должность, отметив, что это произойдет, "только если она будет выборной" [102]. В 2006 году в интервью "Новой газете" Касьянов рассказал, что после отмены прямых выборов глав субъектов федерации (вскоре после бесланского теракта в сентябре 2004 года) он прекратил работу над созданием межгосударственного инвестиционного банка и принял решение идти в политику [72].
В феврале 2005 года Касьянов объявил о создании собственной консалтинговой компании "МК-Аналитика" [101], [86] (название, по словам самого Касьянова, они придумали вместе с главным редактором газеты "Московский комсомолец" Павлом Гусевым [99]). Согласно сообщению компании, "МК-Аналитика" была создана как структура, которая будет заниматься консультированием государственных органов власти, региональных и муниципальных властей, а также будет проводить "сценарный анализ экономического развития, анализ результатов экономической политики" [101]. На презентации по поводу этого события Касьянов на вопрос, будет ли он баллотироваться в президенты России в 2008 году, ответил: "Все возможно". The Financial Times отмечала, что в этой ситуации Путин (или его преемник) "впервые столкнулись с действительным соперником из политической элиты России" [100]. Тем не менее, в апреле того же года в интервью "Московскому комсомольцу" Касьянов заявил, что его политические планы никак не связаны с компанией "МК-Аналитика", программа которой носит "исключительно гуманитарную и экономическую направленность" [99]. В прессе сообщалось, что эксперты расценили начинание Касьянова как весьма перспективное, посчитав, что его доход через год может достигнуть 2-3 миллионов долларов [101]. В апреле 2005 года газета "Московский комсомолец" сообщила о совместном проекте с компанией Касьянова по оказанию поддержки молодым предпринимателям и представителям малого бизнеса. Кроме того, Касьянов утверждал, что рядовые граждане могут обратиться в "МК-Аналитику" за получением консультаций у юристов и экономистов, а также направлять в компанию жалобы на работу госчиновников, с тем чтобы специалисты "МК-Аналитики" помогли довести дело до суда. Газета сообщала, что с 10 апреля 2005 года каждый читатель "Московского комсомольца" сможет бесплатно воспользоваться услугами "МК-аналитики" [99].
На пресс-конференции в мае 2005 года - после того, как Путин подписал закон о выборах в Госдуму, предусматривающий избрание депутатов по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, - Касьянов выступил с критикой действий российских властей. Он указывал, что изменение системы выборов в стране означает фактическую реставрацию советской системы с элементами капитализма [98] и заявил: "Страна идет в неправильном направлении, происходит демонтаж демократических основ конституционного строя". Отвечая на вопросы журналистов, Касьянов исключил для себя функцию лидера какой-либо из политических партий, но сказал, что путем встреч и взаимодействия с представителями российских политических сил он будет способствовать процессу объединения демократов [97].
В сентябре 2005 года в эфире радиостанции "Эхо Москвы" Касьянов заявил, что будет баллотироваться в президенты в 2008 году [90], [88], [89]. Аналитики сразу предложили несколько версий мотивации поступка Касьянова, назвав в том числе его обиду за несправедливую отставку, веру в необходимость спасения демократических и рыночных принципов, а также тонкий расчет, основанный на интуиции либо на инсайдерской информации относительно возможности возникновения кризисной ситуации к 2008 году [89]. Сам бывший премьер свое решение обосновал так: "Я не могу… уйти просто в тень. Поскольку некому… развивать те политические процессы, которые, на мой взгляд, могут привести к тому положительному результату, на который рассчитывают многие миллионы российских граждан" [90].
В декабре 2005 года Касьянов стал участником скандала вокруг выборов лидера Демократической партии России (ДПР). Касьянов выражал намерение возглавить партию, чтобы в дальнейшем сформировать на ее основе широкую демократическую оппозицию. Главным аргументом в пользу его кандидатуры была надежда на то, что бывший премьер сможет обеспечить солидное финансирование партии. По некоторым данным, незадолго до съезда, на котором должен был быть избран глава партии, появилась информация о желании Касьянова поменять все руководство ДПР. 17 декабря 2005 года сторонники Касьянова и его оппоненты попытались провести два альтернативных партийных съезда. Съезд (впоследствии его называли конференцией) ДПР, организованный сторонниками Касьянова, был перенесен в Измайловский гостиничный комплекс. Это было сделано из-за того, что "касьяновцев" из здания офиса партии в центре Москвы вытеснили "богдановцы" - сторонники председателя ЦК партии Андрея Богданова. Участники признанного легитимным съезда избрали Богданова руководителем ДПР: за его кандидатуру проголосовали 212 участников съезда, и лишь 13 человек поддержали экс-премьера России, чья фамилия также была внесена в избирательные бюллетени. По мнению Валентина Полуэктова - политтехнолога и бывшего руководителя московской организации ДПР, Касянова не стоит рассматривать как жертву провокаций Кремля, так как в его проигрыше виноват сам бывший премьер и его команда, которые не смогли договориться с активом демпартии. "Московский комсомолец" сообщал, что Касьянов обвинил Богданова в массовом подкупе делегатов. При этом отмечалось, что Касьянов и его сторонники решили не оспаривать итоги голосования суде, признав бесполезность этих действий [78], [79], [68], [77], [84], [85], [83].
В начале июля 2005 года Генпрокуратура заподозрила Касьянова в незаконном приобретении объектов недвижимости в бывшей госрезиденции "Сосновка-1"