Лентапедия
Вознесенский, Андрей Поэт, прозаик
Русский поэт и прозаик. Академик, лауреат множества званий и наград, в том числе Государственной премии СССР. Скончался 1 июня 2010 года.
Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве, в семье гидроинженера [16], [9], [5] Андрея Николаевича Вознесенского (1903-1974), участника строительства Братской и Ингурской гидроэлектростанций [18]. Рассказывал Вознесенский и об истории своей семьи. Его прапрадед по отцовской линии, настоятель Муромского Благовещенского собора на Посаде архимандрит Андрей Полисадов был грузином. По словам поэта, его грузинский предок был сыном одного из "тамошних вождей", которого русские при покорении Кавказа в качестве заложника "увезли в Муром, в монастырь" и который позднее окончил семинарию, женился на русской и получил церковную фамилию — Вознесенский [5], [4], [18].
Стихи Вознесенский начал писать еще в детстве [5]. В 1947 году он, будучи 14-летним подростком, послал свои стихи поэту Борису Пастернаку, после чего получил от него приглашение в гости. Завязавшуюся в результате встречи дружбу с великим поэтом, а также его творчество критики впоследствии называли "бесценным для начинающего поэта" [16], [5], [15], [9]. Сам же Вознесенский называл Пастернака своим литературным кумиром и подчеркивал, что тот оказал на него "исключительное влияние как поэт и как человек" [5]. "Я всегда воспринимал встречи с ним, как встречи с отсветом Бога, присутствующим в нем", - говорил он [13].
Отличительной чертой творчества Вознесенского критики называли экстравагантность сравнений и метафор в его поэзии, усложненность ритмической системы, использование звуковых эффектов, также они выделяли стремление поэта описать современного человека в понятиях и образах мировой цивилизации и способность говорить на любые темы [8]. Отмечалось, что Вознесенским были великолепно освоены как роль эстрадного поэта, и так и поэта-ученика Бориса Пастернака [6].
В 1957 году Вознесенский окончил Московский архитектурный институт. Впоследствии критики утверждали, что именно "архитектурное мышление" на всю жизнь обусловило его поэзию [16], [15], [6]. "Игра, конструкция, архитектура – вот чем определяется поэт и художник, инсталлятор и изобретатель Андрей Вознесенский", - писала "Независимая газета" в дни празднования 75-летия поэта [7]. В 1958 году первые стихотворения поэта были напечатаны в газетах, выход же его поэмы "Мастера" (1959) сделал всенародно известным имя Вознесенского. В 1960 году вышли два первых сборника его стихов и поэм - изданная во Владимире "Мозаика" и московская "Парабола", которые сразу же стали ярким событием в культурной жизни страны [16], [15], [6].
В шестидесятые годы Вознесенский как "поэтический кумир молодежи" участвовал в поэтических вечерах, собиравших несколько тысяч слушателей [16], [15], [6]. В этот период его стихи то запрещали к публикации, то снова печатали, а некоторое время упоминать его имя в прессе можно было лишь с разрешения ЦК КПСС. Это произошло после гневного выступления генерального секретаря ЦК Никиты Хрущева на его встрече с советской интеллигенцией в декабре 1962 года, в котором он обвинил поэта в "пропаганде антисоветчины". "Он орал на меня 20 минут. За ним стояли ракеты и лагеря. Все это было страшно, но я и тогда оставался самим собой, а сейчас - тем более", - рассказывал Вознесенский [11], [13].
Тем не менее, в 1960-е годы Вознесенский продолжал издаваться (при этом, как отмечали СМИ, выходящие сборники поэта "почти не появлялись на прилавках, а продавались из-под полы"). Получил Вознесенский и возможность выезжать за рубеж: критики, в частности, писали о том, что "с позиций того времени неслыханно дерзкий" поэтический сборник Вознесенского "Треугольная груша" (1962) стал результатом его поездки в США в 1961 году [16], [15]. В 1960-е годы он получил возможность выступать со своими стихами во Франции и Германии, однако в США выступления поэта были запрещены [16], [9]. Сам Вознесенский рассказывал, что его поэтический вечер в Линкольн-центре был отменен решением Союза писателей, после чего поэт "возмутился и написал письмо в "Правду", наивно считая, что его напечатают". По его словам, письмо было опубликовано лишь за границей, после чего "началось такое, что было похуже, чем с Хрущевым", однако развернутая против него кампания по обвинению в шпионаже особого влияния на творческую судьбу поэта не оказала [13].
В 1964 году Вознесенским был издан сборник "Антимиры", в 1965 году инсценированный в Театре на Таганке и ставший заметным явлением культурной жизни Москвы. В дальнейшем поэтом были опубликованы "Ахиллесово сердце" (1966), "Тень звука" (1970), "Взгляд" (1972), "Выпусти птицу!" (1974), "Дубовый лист виолончельный" (1975), "Витражных дел мастер" (1976, а в 1978 году как его автор Вознесенский был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР [15]), "Соблазн" (1978), "Избранная лирика" (1979), "Безотчетное" (1981). В конце 1970-х Вознесенский выступил участником литературного самиздатовского альманаха "Метрополь", содержавшего тексты, напечатанные без разрешения Главлита [17], [15].
В 1982 году Вознесенский обратился к прозе, написав повесть "О", а в 1983 году вышло собрание сочинений поэта в трех томах. Через год была издана книга "Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения", позднее - "Ров" (1986), "Аксиома Самоиска" (1990), "Видеомы" (1992; видеомами автор назвал свои работы в жанре визуальной поэзии, где стихи совмещаются с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями и пр., что дало критикам повод называть Вознесенского учеником не только Пастернака, но и последнего футуриста Семена Кирсанова [8]), "Casino 'Россия'" (1997), "На виртуальном ветру" (1998), "Страдивари сострадания" (1999), "Жуткий кризис "Суперстар" (1999), "Гадание по книге" (1999) , "Девочка с персингом" (1999) и другие. В 1993 году журналом "Дружба народов" был опубликован безразмерный молитвенный сонет поэта "Россия воскресе" [18]. В 2006 году издательство "Вагриус" выпустило собрание сочинений Вознесенского в семи томах [19], [15], [6], [8], а в мае 2008 года общественности была представлена книга "Рубанок носорога", в которой поэт обратился к темам и образам современной ему культуры [8].
Однако известен Вознесенский был не только как автор стихотворных сборников, поэм и прозаических произведений. Так, лирико-драматическая поэма Вознесенского "Авось", положенная на музыку композитора Алексея Рыбникова стала основой для создания рок-оперы "Юнона и Авось" - первой рок-оперы в СССР. СМИ называли ее "классикой, культовым спектаклем 1980-х", которая и спустя два десятилетия неизменно собирала аншлаг и стала своеобразной визитной карточкой театра "Ленком" [12], [6], [15]. Сотрудничал Вознесенский и с другими композиторами: вместе с Родионом Щедриным в 1968 году он создал "Поэторию" - концерт для поэта в сопровождении женского голоса, смешанного хора и симфонического оркестра [14], вместе с Алексеем Николаевым представил ораторию "Мастера" (1968) [10], а в 1980-е годы рок-ораторию "Мастера" создал композитор Валерий Ярушин [20], [15]. Кроме того, на стихи Вознесенского были написаны такие популярные эстрадные песни, как "Миллион алых роз", "Барабан", "Плачет девочка в автомате", "Вслед за мной на водных лыжах ты летишь…", "Новое московское сиртаки" ("Я тебя разлюблю и забуду, когда в пятницу будет среда…") и другие [5], [8], [4].
Вознесенский был удостоен множества званий и наград. Он являлся кавалером Золотого почетного знака "Общественное признание", почетным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования (1993), Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и ряда других, был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а также орденами "За заслуги перед Отечеством" III и II степени [15], [8], [9], [7].
В начале января 2010 года Вознесенский перенес второй инсульт. В мае того же года в Германии, в одной из клиник Мюнхена, поэту была сделана операция по устранению атеросклеротических повреждений артерий [3], однако улучшения не наступило: 1 июня 2010 года Вознесенский скончался [1], [2].
Поэт жил и работал в Переделкино, по соседству с дачей-музеем Бориса Пастернака [8], [16]. Он был женат на известной писательнице и драматурге, руководителе независимой премии "Триумф" Зое Богуславской [5].
Использованные материалы
[1] Умер Андрей Вознесенский. — Вести.Ru, 01.06.2010
[2] Умер Андрей Вознесенский. — Интерфакс, 01.06.2010
[3] Андрей Вознесенский перенес тяжелую операцию. — Новые известия, 12.05.2010
[4] Андрей Ванденко. Андрей Вознесенский: Меня кормит миллион алых роз... — Комсомольская правда в Украине, 08.10.2008
[5] Андрей Вознесенский: "После песни "Барабан" я проснулся от шелеста купюр — они, как листья осенью, сыпались на меня, сделав за короткое время немыслимо богатым человеком". — События и люди (Украина), 26.05.2008. — №11
[6] Владимир Бондаренко. Вознесенский, вы откель? — Трибуна, 14.05.2008
[7] Евгений Лесин. Мозаика и парабола. — Независимая газета, 13.05.2008
[8] В день 75-летия Андрея Вознесенского увидит свет "Рубанок носорога". — ИА Росбалт, 12.05.2008
[9] Андрей Вознесенский всегда был уверен, что ничего с ним не случится. — РИА Новости, 12.05.2008
[10] Создатели оратории "Мастера" Андрей Вознесенский, Кирилл Кондрашин и Алексей Николаев. — Visualrian (visualrian.ru), 16.03.2005
[11] Дмитрий Минченок. Как нам было страшно. — Огонек, 25.02.2002. — №08
[12] Алексей Тарханов. Ужель та самая "Юнона"? — Коммерсант-Власть, 12.02.2002. — №5 (458)
[13] Виталий Орлов. Параболой гневно пробит потолок. — Вечерний Нью-Йорк, 01.04.2001
[14] А. Григорьева. Родион Константинович Щедрин. — Belcanto.Ru
[15] Андрей Вознесенский. Краткая творческая биография. — Сайт "Московские писатели"
[16] Вознесенский Андрей Андреевич (р. 1933), поэт, прозаик. — Хронос
[17] Литературный альманах "Метрополь" (Музей и общественный центр "Мир, прогресс, права человека" имени Андрея Сахарова). — Музеи России
[18] Андрей Вознесенский - биография. — Сайт клуба "Авось"
[19] Изданное... — Официальный сайт Андрея Вознесенского (voznesenskiy.ru)
[20] Книга "Судьба по имени Ариэль". — Официальный сайт Валерия Ярушина и его группы "Новый Ариэль"