Лентапедия
Горенштейн, Марк Бывший художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра России
Бывший художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф.Светланова (2002-2011). Ранее с 1993 года руководил Российским государственным симфоническим оркестром "Молодая Россия". Народный артист России (2002).
Марк Борисович Горенштейн родился 16 сентября 1946 года в Одессе [28], [21], [9]. В одном из интервью Горенштейн рассказывал, что в шесть лет он увидел американский фильм "Призвание" о том, как мальчик стал дирижером, и с тех пор мечтал повторить его судьбу. В том же году его родители купили ему скрипку [20], [24]. Музыкальное образование по классу скрипки Горенштейн получил в школе имени Петра Столярского в Одессе, поступив в нее в 1953 году. По его словам, было время, когда он "вставал в три часа ночи и шел в школу заниматься с полчетвертого до восьми", а его мать заявляла ему, что ему "пора лечиться" [28], [9], [30], [20], [24].
Семья Горенштейна, по его рассказам, жила очень бедно: мать работала кассиром на вокзале, пытаясь одна прокормить двоих детей - отец ушел из семьи, когда Марку было двенадцать [24]. С тринадцати лет Горенштейн начал работать, "играл на танцах, потом в эстрадном оркестре" [24]. С джазовым оркестром скрипач приехал в Кишинев, и его пригласили в Кишиневское музыкальное училище имени Штефана Нягии. Затем он стал студентом Кишиневской государственной консерватории, где продолжил музыкальное образование как скрипач [28], [9], [30], [16].
Известно, что Горенштейн как музыкант некоторое время работал в Молдавском государственном джаз-оркестре "Букурия", которым управлял Шико Аранов, потом перешел в симфонический оркестр под управлением Тимофея Гуртового Молдавской государственной филармонии [9], [26], [20], [33], [17]. Писали СМИ и о работе Горенштейна в оркестре Молдавского государственного театра оперы и балета [9], [20]. В 1973 году Горенштейн приехал в Москву из Кишинева "погулять - подышать столичным воздухом". Увидев объявление о конкурсном наборе музыкантов в Государственный академический симфонический оркестр СССР (Госоркестр, ГАСО; с 1991 года стал называться Государственным академическим симфоническим оркестром Российской Федерации [35]), который для него "был розовой мечтой с детства", он решил попробовать свои силы. Не имея при себе диплома и характеристики с места работы, Горенштейн успешно прошел конкурс, однако принять его в оркестр из-за отсутствия документов не смогли, и скрипач вернулся в Кишинев. Через некоторое время он все-таки переехал в Москву, работал в оркестре Большого театра, и через два года, в 1975 году, еще раз попробовал поступить в ГАСО. Вторая попытка оказалась удачной: выступление Горенштейна понравилось художественному руководителю и главному дирижеру оркестра Евгению Светланову, и музыканта приняли [28], [9], [29], [26], [20], [24].
Вскоре Горенштейн - сначала самостоятельно, по книгам, а затем и "с благословения" Светланова - "освоил профессию дирижера", иногда подменяя своего худрука на репетициях и некоторых выступлениях. В 1981 году рекомендованный Светлановым молодой музыкант поступил на второй курс дирижерского факультета Новосибирской консерватории по классу профессора Арнольда Каца, и в дальнейшем приезжал в Новосибирск два раза в год на время сессии [28], [9], [26], [11], [20], [24].
В 1982 году Горенштейн стал лауреатом Всероссийского конкурса дирижеров, и "начал выступать с симфоническими оркестрами в России и за рубежом" [28], [9], [29], [11], [20]. В 1984 году он окончил консерваторию как оперно-симфонический дирижер. Но шансов начать работать по профессии у него было немного. По рассказам самого Горенштейна, один чиновник из министерства культуры, "отвечающий за назначение дирижеров в провинции", прямо заявил ему: "С твоей фамилией ты в этой стране не получишь оркестра никогда". Горенштейн понял, что ему надо уезжать [29], [9], [28], [20].
В том же году молодой дирижер из-за конфликта со Светлановым, который, как впоследствии говорил сам Горенштейн, возник по недоразумению, покинул ГАСО [26], [20], [24]. В середине 1980-х годов Горенштейн женился на гражданке Венгрии и поехал к ней "посмотреть страну". Заодно он выступил на нескольких концертах [20], [24]. Его запомнили, и в 1985 году музыкант был назначен главным дирижером Симфонического оркестра Венгерских железных дорог (MÁV Szimfonikus Zenekar, англ. MAV Symphony Orchestra - MAVSO). По его словам, оркестр был "не очень", и главная его проблема - как ведомственного - была в том, что руководители железных дорог "не сильно в музыке разбираются". Вскоре у MAV сменился директор - на место прежнего "пришла жена какого-то министра", которая, по словам дирижера, решила его "выжить". После разразившегося скандала в 1989 году Горенштейн отказался продлевать контракт с MAVSO, заявив, что больше не приедет в Венгрию и не продирижирует "ни одной нотой" [28], [9], [29], [31], [20], [24].
В 1989-1992 годах Горенштейн работал главным дирижером симфонического оркестра города Пусана в Южной Корее [28], [9], [24]. Этот оркестр, по его словам, был "слабее, чем венгерский", но ему предоставили свободу действий и "положили по тем временам огромную зарплату" [20]. По некоторым сведениям, Горенштейну удалось значительно улучшить звучание оркестра Пусана [20], [28], [9]. Отмечалось также, что до возвращения на родину Горенштейн как приглашенный дирижер выступал с разными музыкальными коллективами во многих странах мира, включая Австрию, Великобританию, Голландию, Испанию, Италию, Францию, Чехословакию и Японию [28], [9], [20], [24].
В 1992 году Горенштейн вернулся в Россию, а на следующий год на базе Российского государственного симфонического оркестра для детей и юношества создал Российский государственный симфонический оркестр "Молодая Россия" [28], [9], [20], [24]. В своих интервью дирижер рассказывал, что оркестр, в особенности в первое время, испытывал большие трудности с финансированием, поэтому ему приходилось покупать "большую часть инструментов... на собственные деньги" [26], [20]. Горенштейн руководил коллективом 9 лет, в течение которых тот активно гастролировал и записал 18 дисков [28], [9].
В конце 1990-х годов осложнились отношения Евгения Светланова с Госоркестром - в результате тот был уволен со своего поста. На его место пришел Василий Синайский, возглавлявший оркестр с 2000 по лето 2002 года, и, как отмечали его критики, уделявший ему мало внимания, постоянно самостоятельно гастролируя за границей. В июле 2002 года художественным руководителем и главным дирижером Государственного академического симфонического оркестра России министр культуры РФ Михаил Швыдкой назначил Горенштейна [28], [10], [27], [26], [24], [34]. В прессе в то время писали, что ведомство не учло мнение коллектива, желавшего видеть на этом посту дирижера Александра Лазарева (такое пожелание было доведено до сведения Минкульта в официальном документе, подписанном 12 членами худсовета ГАСО). Некоторые музыканты называли Горенштейна "любимчиком" Швыдкого, в СМИ высказывалась также версия, что министр не хотел видеть на этом посту Лазарева, так как тот много времени бы проводил за границей. Комментируя свое назначение, Горенштейн заявил, что "руководство ГАСО ему совсем не нужно, но он обязан выполнить распоряжение министра". Упоминалось также, что в ответ на заявления, согласно которым "оркестр не хочет и не будет с ним работать", новый худрук, считавший, что оркестру нужен "жесткий руководитель", ответил: "Мне на это наплевать" [10], [27], [26], [20].
Горенштейн, по мнению СМИ, возглавил ГАСО в "сложный период" истории оркестра; по свидетельству дирижера, тогда многие музыканты, чтобы заработать на жизнь, были вынуждены заниматься извозом [28] [10], [20], [24]. Отмечалось, что в обязанности Горенштейна входили далеко не только музыкальные дела: он был "и директор, и бизнесмен, и бухгалтер, и завхоз, и продюсер" [21], да и сам он заявлял, что "профессионал не только в дирижировании, но и в административном управлении оркестром" [26]. Позднее некоторые отмечали, что Горенштейн "возродил" Госоркестр, в том числе - благодаря своим заслугам как администратора: он добился большего финансирования для коллектива посредством получения президентского гранта [21], [20], [11], [24]. При новом худруке состав оркестра обновился, в него пришли молодые музыканты, в том числе и из "Молодой России" [20], [24]. Возглавляемый Горенштейном коллектив ГАСО участвовал в "крупных, получивших значительный общественный резонанс акциях", таких, как фестивали "Родион Щедрин: Автопортрет" и "Моцартиана", концерты "1000 городов мира" благотворительной программы "Звезды мира - детям" [28], [29]. Оркестр записал несколько видео- и аудиодисков на произведения Гии Канчели, Антона Брукнера, Александра Скрябина, Эдуарда Элгара и других композиторов [28]. В январе 2005 года Госоркестр был удостоен международной награды Supersonic Award за диск с записью Камерной и Десятой симфоний Дмитрия Шостаковича под управлением Горенштейна. Подчеркивалось, что для российских коллективов это была первая подобная награда [28], [32]. В 2006 году оркестру было присвоено [23] имя Светланова (великий дирижер скончался в 2002 году [18]) [9], [20],
Возглавляемый Горенштейном коллектив посетил с гастролями Бельгию, Великобританию, Германию, Италию, Люксембург, Турцию, Францию, Швейцарию. В прессе особо подчеркивалось, что в марте 2008 года оркестр впервые за 12 лет "совершил триумфальное турне по городам США". В апреле 2009 года прошло турне оркестра по городам Германии [28]. Тем не менее, отмечалось, что в ГАСО наблюдалась "сумасшедшая текучка" кадров: в апреле 2011 года сообщалось, что "за последние несколько лет уволилось 280 музыкантов, а только за прошедший сезон – более 60 человек". Самый большой "отток" наблюдался в мае 2011 года, когда музыканты оркестра выразили нежелание ехать на гастроли в Японию, где незадолго до этого произошло крупное землетрясение, в результате которого из строя вышли системы охлаждения нескольких АЭС страны. Многие из тех, кто "просто побоялись ехать из-за угрозы радиоактивного заражения", были вынуждены уволиться из оркестра, но концерты все-таки состоялись [10], [7], [11], [14].
В июне 2011 года в ходе подготовки к финалу XIV Международного конкурса имени Чайковского разразился скандал, связанный с Горенштейном. Худрук ГАСО публично оскорбил одного из участников конкурса - армянского виолончелиста Нарека Ахназаряна. На репетиции дирижер, обращаясь к музыкантам оркестра, сказал: "Пусть вас совершенно не заботит, что играет этот талант, преподнесенный нам, этот аул, вы должны играть со мной". Репетиция транслировалась в интернете и вызвала бурную общественную реакцию. Жестко отреагировал на произошедшее и председатель Оргкомитета конкурса Валерий Гергиев. Горенштейн принес свои извинения армянскому музыканту, и они были приняты, после чего дирижер ушел на больничный и не появлялся на последнем этапе конкурса. Первое место среди виолончелистов жюри присудило Ахназаряну [10], [13], [12], [6], [15], [11].
В августе 2011 года около шестидесяти артистов ГАСО, в числе которых были члены художественного совета оркестра, подписали обращение к министру культуры России Александру Авдееву. В нем они просили "принять меры для отстранения М.Б. Горенштейна от руководства ГАСО". Артисты жаловались на "штрафы, угрозы увольнения" и "некорректное", даже "хамское" поведение своего художественного руководителя. По их мнению, ситуация "достигла наивысшей точки кипения", когда Горенштейн после скандального инцидента на конкурсе имени Чайковского потребовал, чтобы художественный совет оркестра написал письмо в его поддержку [10], [7], [6]. Представители министерства встретились с подписантами письма, но также хотели узнать точку зрения Горенштейна, который был на больничном [7]. Дирижер в своих комментариях высказывал подозрения, что "против него ведется целая кампания", которую инспирировал кто-то из сотрудников министерства культуры [6], [8]. При этом в прессе отмечалось, что скандал в ГАСО вписывался в череду "театральных скандалов" - так, он сравнивался с тем, как коллектив театра на Таганке летом 2011 года восстал против своего руководителя Юрия Любимова, в результате чего тот подал в отставку [7], [8].
28 сентября 2011 года министр культуры Авдеев подписал приказ о об освобождении Горенштейна от должности. На следующий день министр объяснил, что из-за остроты конфликта в оркестре "другого решения принять было нельзя" [5], [3], [4]. 22 ноября 2011 года стало известно, что Горенштейн подал гражданский иск против Министерства культуры, потребовав восстановить себя в должности художественного руководителя и главного дирижера ГАСО, а также выплатить компенсацию морального ущерба и заработную плату за время вынужденного прогула [2], но 8 февраля 2012 года Тверской суд Москвы отказал музыканту в его требованиях [1].
Горенштейн сам признавался, что за пультом он "абсолютный диктатор". "Музыка, которую мы играем, будет звучать так, как слышу ее я", - отмечал он [21], [27]. Многие наблюдатели, журналисты указывали на присущую Горенштейну "резкость" и его "неуживчивость". Более того, отмечалось, что дирижер мог звонить музыкальным критикам "с членовредительскими угрозами" [11], [21].
У Горенштейна есть ряд государственных наград и званий. В 1996 году он был удостоен звания "Заслуженный деятель искусств Российской Федерации", а в 2002 году стал народным артистом РФ [9], [28]. В 2005 году Горенштейну была присуждена премия правительства РФ в области культуры за концертные программы 2003-2004 годов [28], а в 2006 году он был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени [28], [22], [9].
Горенштейн женат, и, по сведениям СМИ, нынешний брак - это не первый брак музыканта. По некоторым данным, с первой своей супругой он в 1973 году переехал из Кишинева в Москву, у них был ребенок [24]. Вторая его жена была венгерка, вместе они были с середины 1980-х годов [24], [20]. Сообщалось, что в 2002 году дирижер снова женился [25] , [20]. Рассказывая о себе и своей семье, Горенштейн в 2009 году упоминал, что у него есть сыновья Евгений и Роман, которые занимаются бизнесом. Отмечал он и то, что Евгений закончил консерваторию по классу скрипки [19].
Использованные материалы
[1] Диана Гуцул. Суд не восстановил в должности экс-дирижера оркестра Светланова. — РАПСИ, 08.02.2012
[2] Экс-глава оркестра Светланова Горенштейн подал иск к Минкультуры. — РАПСИ, 22.11.2011
[3] Авдеев заявил, что ситуация в оркестре им. Светланова не оставила Минкультуры возможности иного решения. — Интерфакс, 29.09.2011
[4] Игорь Векслер. Время таких музыкантов, как Горенштейн прошло - министр Авдеев. — ИТАР-ТАСС, 29.09.2011
[5] Авдеев уволил главного дирижера ГАСО Марка Горенштейна, которого упрекали в некорректном обращении. — Газета.Ru, 28.09.2011
[6] Павел Сигалов. Оркестр бунтует против дирижера. — Коммерсантъ-Online, 26.08.2011
[7] Марина Гайкович. Дубль второй. — Независимая газета, 25.08.2011
[8] От дирижера Горенштейна собираются избавиться, как от Юрия Любимова. — Neva24, 25.08.2011
[9] Марк Борисович Горенштейн. Биографическая справка. — РИА Новости, 24.08.2011
[10] Артисты ГАСО им. Е.Светланова отказываются работать с главным дирижером оркестра Марком Горенштейном. — ClassicalMusicNews.Ru, 23.08.2011
[11] Кто заступится за Горенштейна. — Московский Комсомолец, 06.07.2011. — № 25685
[12] Сергей Ходнев. Музыкальный ринг. — Коммерсантъ, 01.07.2011. — №118 (4659)
[13] Марина Гайкович. На XVI Конкурсе имени Чайковского разгорелся скандал. — Независимая газета, 28.06.2011
[14] Виталий Назаров. Марк Горенштейн: Государственный оркестр не должен играть по правилам чьей-то матери. — Новая газета, 21.04.2011. — № 43
[15] After Scandal, Armenian Cellist Awarded First Prize in Tchaikovsky Competition. — EPress.am, 07.01.2011
[16] Ирина Иванченко. Руководитель Государственного академического симфонического оркестра России имени Евгения Светланова Марк Горенштейн: "Кишинев — моя вторая родина!". — Комсомольская правда, 10.09.2009
[17] Елена Узун. Николай Петров и Марк Горенштейн: "Гастролируем не из-за денег, а для души". — Молдавские ведомости, 10.09.2009. — №91 (1161)
[18] Игорь Абросимов. Советская Россия: 1917-1991 - Свод персоналий. С-Си. — Проза.ру, 27.03.2009
[19] Марк Горенштейн встретит Новый год в веселой компании. — Мир новостей, 10.01.2009. — № 1(783)
[20] Михаил Жирмунский. Марк Горенштейн. Путь к мечте. — Филармоник, 08.11.2006
[21] Горенштейн Марк. "Сумасшедший человек - в хорошем смысле слова". — Телеканал "Культура", 16.09.2006
[22] Указ Президента РФ от 2 сентября 2006 г. N 962 "О награждении государственными наградами Российской Федерации работников федерального государственного учреждения культуры "Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова", . — Президент России, 02.09.2006
[23] Главному оркестру страны присвоили имя светланова к 70-летнему юбилею. — Новая газета, 22.05.2006
[24] Маргарита Виноградова. Простая музыкальная история. — Эхо планеты, 18.04.2003. — №16
[25] Наталья Шадрина. Strings - не только струны, но еще и контакты. — Культура, 22.08.2002. — №34(7341)
[26] Наталья Шадрина. Марк Горенштейн: "Госоркестр снова станет первым". — Культура-Портал, 11.07.2002. — №28(7335)
[27] Татьяна Давыдова. Горенштейн и Госоркестр знают, что друг другу не нужны. Швыдкой считает иначе. — InterMedia, 05.07.2002
[28] Горенштейн Марк Борисович. — ФГУК "Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова". — Версия от 05.09.2011
[29] Марк Горeнштейн. — Philharmonisches Kammerorchester Berlin. — Версия от 05.09.2011
[30] Горенштейн Марк Борисович. — Энциклопедический словарь
[31] MAV Symphony Orchestra (MAVSO). — MAV Szimfonikus Zenekart. — Версия от 05.09.2011
[32] Дмитрий Морозов. Из закромов "Мелодии". — Культура. — Версия от 05.09.2011
[33] Зиновий Столяр. Страницы Молдавской музыки. — Страницы молдавской музыки. — Версия от 05.09.2011
[34] Государственный академический симфонический оркестр (ГАСО) России имени Е.Ф. Светланова. — ФГУК "Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова". — Версия от 05.09.2011
[35] Государственный академический симфонический оркестр под управлением Евг. Светланова. — Краткий музыкальный словарь