Крупнейшая консалтинговая компания McKinsey представила для широкого доступа фундаментальное 400-страничный анализ российской экономики. Согласно исследованиям, проведенным в 10 отраслях промышленного производства, McKinsey пришла к выводу, что экономический потенциал России предполагает возможность достижения устойчивого прироста ВВП в размере 8% ежегодно.
Однако реализована эта возможность может быть только при соблюдении ряда условий. Первоочередным из них является создание равных конкурентных позиций для наиболее эффективных предприятий и для предприятий, менее жищзнеспособных, но получающих явную или скрытую финансовую поддержку властей. Такая поддержка может выражаться во введении более низких расценок на энергоносители, специальных тарифов на перевозки грузов, введении налоговых льгот.
Именно неравноценные конкурентные условия, считает компания, приводят к тому, что производительность труда на российских предприятиях составляет в среднем не более 19% от сответствующих показателей для США.
По отдельным отраслям промышленности компания высказала специальные рекомендации. Так, в области добычи и обработки нефти основной причиной малой доходности в этой сфере McKinsey считает чрезмерную занятость и затраты. Как утверждают эксперты компании, излишки рабочей силы составляют не менее 35% занятых в отрасли. За последние 10 лет добыча сократилась почти на 50%, внутренний спрос упал на 30%, сокращен экспорт в страны СНГ и Восточную Европу.
В черной металлургии причину упадка McKinsey видит в не проведенной вовремя реструктуризации промышленности. Это привело за семь лет к падению производительности труда с 40% (от соответствующего уровня в США) до 28%. Рецептом возрождения отрасли McKinsey считает прекращение государственного субсидирования в явной или скрытой форме. Это, безусловно, приведет к закрытию многих мелких и средних производств, однако крупнейшие предприятия могут выйти на уровень производительности труда в 80%. В области розничной торговли McKinsey видит причину низкой эффективности труда в государственной поддержке малых предприятий, оптовых рынков и старорежимных гастрономов и универмагов. В то же время остро не хватает высокотехничных современных супермаркетов.
www.mckinsey.com и www.mckinsey.ru