Акции медиа- и интернет-компаний стали дорожать после вчерашнего объявления о слиянии крупнейшего в мире интернет-провайдера America Online и медиа-гиганта Time Warner.
В результате сделки в рамках одного гигантского конгломерата под названием AOL Time Warner объединятся такие компании как America Online, CNN, Netscape, Warner Brothers, CompuServe, журналы Time и People. Компания, создающаяся в результате этого слияния, будет стоить 350 миллиардов долларов - это первое столь мощное слияние медиа-компаний в истории.
Новая компания, как предполагают, поможет связать старые и новые медиа к обоюдной пользе. С одной стороны, это объединение облегчит киностудиям, телевизионным сетям, издательствам и звукозаписывающим компаниям доступ к современным компьютерным технологиям. В то же время, молодые отрасли интернет-бизнеса получат поддержку и инвестиции от крепко стоящих на ногах компаний, олицетворяющих классические СМИ.
Неудивительно поэтому, что во всем мире продолжается рост цен на акции компаний, работающих в сфере современных технологий и средств массовой информации. Как передает BBC, акции Yahoo! на Нью-йоркской бирже поднялись более чем на 5 процентов, акции Walt Disney - более чем на 11 процентов, акции Viacom - более чем на 5 процентов и акции Lycos - более чем на 7 процентов.
На Сиднейской бирже акции принадлежащей Руперту Мердоку News Corporation подорожали на 28 процентов. На азиатских биржах выросли цены на акции Sony и Fujitsu.
Между тем, у многих наблюдателей слияние медиа-гиганта с интернет-гигантом вызывает страхи и сомнения. "Приобретение компанией AOL компании Time Warner - это начало конца старых масс-медиа, а также начало конца всех серьезных дискуссий о преимуществах новых СМИ", пишет во вторник Wall Street Journal. "Ближайшие десять лет торговцы новыми цифровыми ликерами будут держать под контролем все СМИ. Именно они будут привлекать инвесторов, определять структуру СМИ и "программу передач". Старые виноделы классических СМИ будут куплены ими, один за одним..."
Как сообщает Reuters, среди пользователей AOL слияние также вызвало множество негативных отзывов. Основные идеи, которые высказывают критики в интернет-дискуссиях, сводятся к следующему:
1) Слияние повредит пользователям AOL, поскольку политика компании в отношении предоставляемых ею услуг будут теперь диктоваться маленькой группой очень богатых людей. Интернет грозит превратиться в один большой и скучный супермаркет, который будет навязывать пользователям AOL телепрограммы Time Warners и другие "старинные" вещи.
2) Хотя AOL станет более богатой компанией, ее акционерам придется позабыть о временах бурного развития: это будет более стабильная и консервативная компания с "плоским графиком" на бирже.
В то же время наблюдатели отмечают, что слияние AOL и Time Warners - это только начало. Вероятно, за этим последуют новые слияния и новые инвестиции в Интернет. С этой точки зрения случай с AOL хорош по крайней мере тем, что инвестируют первопроходца, а не подражателей.