В прошлую пятницу AT&T Labs анонсировала свою новую некоммерческую разработку Publius, обеспечивающую почти полную анонимность пользователя при работе в Сети.
Так называемые анонимайзеры уже давно являются достаточно популярной темой для различных разработчиков. Однако впервые за это дело взялась столь крупная компания, как AT&T. Как отмечает Washington Post, принципиальное значение получает тот факт, что спорная идея внедрения полной анонимности в Интернете теперь получила поддержку со стороны крупного бизнеса.
Существующие анонимайзеры весьма разнообразны по механизмам и масштабам - от небольших клиентских программ до хитроумных программно-аппаратных комплексов с разветвленными по всему миру сетями специализированных серверов (например, система Zero-Knowledge). В отличие от них, система Publius помимо обеспечения анонимности имеет еще одну важную функцию - защиту от цензуры. Практически, информация, размещенная в Сети через Publius, может быть изменена или уничтожена только ее владельцем или теми лицами, которых он сам определит. Данная идея также не нова, однако AT&T Labs подняла ее на новый технологический уровень. Информация, помещаемая в Сеть через систему Publius, разбивается на множество частей, которые хранятся раздельно на случайно выбранных серверых, входящих в систему. Обратится к ней можно через директорию, содержащую ссылки на ресурсы, размещенные на серверах поддерживающих Publius. По запросу распределенные фрагменты данных снова собираются.
Проблемы анонимности и цензуры в глобальной Сети являются одними из самых горячо обсуждаемых. Налицо извечные противоречия интересов простых граждан, считающих главным приоритетом свободу личности, и разного рода надзирающих органов.