12 февраля на сцене Мариинского театра состоится премьера новой версии балета "Щелкунчик" Чайковского в постановке Михаила Шемякина.
О постановке пока мало что известно: знаменитый художник, сделавший своим "фирменным знаком" карнавал и фантасмагории на темы XVIII века, готовил постановку в строжайшей тайне. Сообщается только, что он контролировал практически все аспекты постановки, за исключением собственно хореографии (ею занимался Кирилл Симонов) и оркестра (дирижер - Валерий Гергиев).
Михаил Шемякин выступил не только в роли режиссера-постановщика, но и сценографа, декоратора, бутафора и даже либреттиста.
По словам Шемякина, он видел много модернистских постановок "Щелкуничика" на Западе - где Маша превращается в эмигрантку, а спасающий ее заколдованный принц - в белого офицера, гости на балу танцуют рок-н-ролл и тому подобное, и старательно избегал в своей постановке подобных эпатирующих элементов, потому что видит свою задачу в другом.
Шемякин переработал классическое либретто Мариуса Петипа, которым пользовался сам Чайковский, стремясь уйти от привычного зрителям образа "Щелкунчика" как доброй волшебной сказки, на которую водят детей в зимние каникулы, и вернуть в спектакль присущий автору новеллы о Щелкунчике и Мышином короле Эрнсту Теодору Амадею Гофману дух мистики, "создать гофманиану".
"Глупо было бы пугать детей плюшевыми крысами, - говорит Михаил Шемякин НТВ. - Сегодня их не испугаешь, особенно после современного телевидения, современного кино. Поэтому моя задача была именно создать тот спектакль, который заинтригует юного зрителя и, возможно, вызовет у него подлинную симпатию к моим персонажам".