По словам анонимного источника "Новой газеты", имеющего отношение к работе правительственной комиссии по расследованию причин гибели АПЛ "Курск", события, произошедшие на борту подлодки 12 августа 2000 года, практически уже не представляют загадки для специалистов.
Однако эксперты, утверждает корреспондент "НГ", еще не скоро поделятся своими выводами с общественностью, так как уверены, что популярная версия о столкновении "Курска" с иностранной подлодкой не находит себе подтверждения.
По словам источника "НГ", расшифровка акустических сигналов позволяет установить, что мощность первого взрыва на борту "Курска" была эквивалентна мощности 100 килограммов обычной взрывчатки. Уже в этот момент был обезглавлен главный командный пункт, выведены из строя системы гидравлики, связи, освещения, сработала аварийная защита реакторов. Подводная лодка, утверждает источник, фактически стала неуправляемой.
Еще через две с половиной минуты произошел второй взрыв гораздо большей мощности - как теперь известно, сдетонировал боезапас в торпедном отсеке. Причем судя по результатам осмотра корпуса, анализа подводной видеосъемки и сложных научно-технических и криминалистических экспертиз, второй взрыв произошел до столкновения «Курска» с грунтом. Следовательно, причиной этого катастрофического взрыва стал некий внутренний процесс, в течение двух с половиной минут развивавшийся в торпедном отсеке.
Кроме того, согласно утверждению специалистов, взорвался не весь боезапас "Курска", а только часть - не более половины торпед, имевшихся на борту. В противном случае, как показывают расчеты, погибли бы все члены экипажа, тогда как записка, найденная в кармане капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова, свидетельствует о том, что еще 23 человека в кормовых отсеках какое-то время после взрыва были живы.
Больше всего специалистов занимает вопрос о том, что послужило причиной первого взрыва. Версии о столкновении с другой подлодкой, миной времен Второй мировой войны или попадании ракеты с надводного корабля до конца не исключаются, но все же, главным образом, речь идет о возникновении внештатной ситуации внутри первого отсека, и скорее всего, не с учебной, а с боевой торпедой, отмечают специалисты.
До сих пор закрытыми остаются результаты почерковедческой и криминалистической экспертизы записей и предметов, которые были подняты на поверхность с борта "Курска" в ноябре 2000 года. Неизвестно даже, кто был автором второй записки. Появлявшиеся ранее сведения о том, что ее написал капитан-лейтенант Рашид Аряпов, теперь не подтверждаются.
Впрочем, полагают специалисты, подводники, оставшиеся в живых после взрывов, могли и не знать, что именно произошло в носовых отсеках.