Заказ на строительство двух эсминцев для военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая достался не петербургской "Северной верфи", как ожидали многие специалисты, а другому питерскому предприятию – Балтийскому заводу. Такое решение приняла в минувшую субботу правительственная комиссия, определявшая подрядчика на исполнение контракта, заключенного "Рособоронэкспортом".
Сообщивший об этом "Коммерсант" называет такое решение сенсационным, поскольку еще месяц назад ни у кого не было сомнений, что исполнителем крупнейшего в российской истории контракта на поставку за рубеж военно-морской техники будет "Северная верфь".
Только этот завод ранее производил эсминцы проекта 956 (класс "Современный") и имел опыт успешной работы с китайскими заказчиками: в 1997-2000 годах на "Северной верфи" достраивались два эсминца для ВМС Китая. Кроме того, в начале прошлого года Российское агентство по судостроению, в соответствии с указом президента "О военно-техническом сотрудничестве", назначило исполнителем контракта именно "Северную верфь". А предприятие еще до подписания контракта начало подготовку к его исполнению.
Стоимость заказа составляет 1,4 миллиарда долларов. Контракт на поставку двух эсминцев был подписан 3 января. Сразу после этого вице-премьер Илья Клебанов заявил, что исполнитель контракта должен быть определен по итогам тендера. 15 января представители "Северной верфи", калининградского завода "Янтарь" и Балтийского завода сдали конверты со своими предложениями в Российское агентство по судостроению. 19 января гендиректор Балтийского завода Олег Шуляковский заявил, что исполнителем контракта назначено его предприятие. Однако, отмечает "Коммерсант", официальной информации на этот счет представители правительства пока не распространили.
Издание связывает такое решение правительственной комиссии с депутатскими запросами лидера думской фракции "Единство" Владимира Пехтина, направленными в конце прошлого года министру обороны Сергею Иванову, председателю Счетной палаты Сергею Степашину и главе "Рособоронэкспорта" Андрею Бельянинову. В них Пехтин просил разобраться, почему "Северная верфь" не компенсировала госбюджету средства, израсходованные до 1997 года на строительство двух корпусов эсминцев, проданных Китаю.
Представители предприятия разъяснили, что никаких злоупотреблений с их стороны нет, но, несмотря на это, ряд СМИ распространил информацию о недобросовестности "Северной верфи" и ее гендиректора, бывшего помощника президента по вопросам военно-технического сотрудничества Бориса Кузыка.