Генеральная прокуратура России возбудила уголовное дело по итогам проверки деятельности РАО "Высокоскоростная магистраль" (ВСМ), пишет газета "Коммерсант". По сведениям газеты "Ведомости", фигурантом дела может стать председатель совета директоров ВСМ Алексей Большаков, который в свое время помог Путину получить работу в Кремле.
Напомним, ВСМ взялось строить скоростную железную дорогу Москва-Петербург. Однако единственным результатом деятельности РАО за 10 лет стал большой котлован у Московского вокзала в Петербурге. Проверка деятельности ВСМ показала, что в этот котлован были вложены, по разным данным, огромные заемные деньги - от 65 до 75 миллионов долларов.
Как передает "Время новостей", пока в деле нет обвиняемых. Что же касается обнаруженных нарушений, то их следователи квалифицировали мягко - как незаконное получение и использование руководством РАО "Высокоскоростные магистрали" государственного целевого кредита в 200 миллионов долларов (статья 176 пункт 2 Уголовного кодекса России).
В течение по меньшей мере пяти последних лет было понятно, что компания не выполнит поставленных задач и не расплатится по своим обязательствам, пишут "Ведомости". Как заявил журналистам Михаил Хазин, директор по стратегическому развитию консалтинговой компании "Современные бизнес-технологии", "проект изначально задумывался как возможность поживиться за счет бюджетных средств".
По данным "Коммерсанта", РАО ВСМ было образовано в декабре 1991 года именно для проектирования, строительства и эксплуатации первой в России высокоскоростной железной дороги Москва–Санкт-Петербург. Общая стоимость проекта оценивается в 3,2 миллиарда долларов, 92 процента акций принадлежит государству, 7 процентов – местным администрациям, 1 процент – частным акционерам.
В то же время по данным "Ведомостей", 87 процентов акций РАО принадлежит Минимуществу, а остальные - московским и питерским властям, а создано РАО ВСМ было создано в 1992 году. Инвестиции в проект оценивались в 5 миллиардов долларов, из которых более 330 миллионов долларов предполагалось потратить на строительство вокзального комплекса в Петербурге, в связи с чем и был вырыт огромный котлован.
В 1997 году на месте ямы решили построить транспортно-коммерческий центр (ТКЦ) с гостиницей, офисными и торговыми площадями. На это лондонские подразделения банков Indosuez и SBC Warburg дали ВСМ кредит в 200 миллионов долларов сроком на 13 лет - под 7,3 процентов годовых. Правительство России снова предоставило ВСМ свои гарантии.
Однако в июле 1998 года президент Ельцин своим указом прекратил строительство рядом с Московским вокзалом, а заодно заморозил выплаты по облигациям и все операции по кредитной линии. РАО ВСМ успело получить от иностранных банков - и потратить - 49 миллионов долларов. С осени 1998 года яма зарастает бурьяном.
Как сообщили "Ведомостям" в Центре общественных связей Генпрокуратуры, уголовное дело было возбуждено на днях после обращения Счетной палаты и передано для расследования в прокуратуру Петербурга. В письме Генпрокуратуры в Счетную палату говорится, что "в действиях руководителей РАО ВСМ усматриваются признаки преступления, предусмотренного статьей 176, часть 2 Уголовного кодекса". Эта статья предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет за "незаконное получение государственного целевого кредита и его использование не по прямому назначению".
По данным Счетной палаты, прямой ущерб от строительства ямы уже составил 26,4 миллиона долларов, которые Минфин в 2001 году вынужден был заплатить иностранным банкам по кредиту. Всего с учетом процентов иностранцам придется отдать еще долларов 36,3 миллиона, плюс бюджетные выплаты по облигациям ВСМ. Причем в порядке компенсации этих потерь собрание акционеров РАО ВСМ решило передать Минимуществу главный актив компании - ту самую яму.
Гендиректор РАО ВСМ Владимир Тулаев отказался комментировать "Ведомостям" информацию о возбуждении уголовного дела. У Большакова комментарии получить не удалось.
Как сообщили журналистам "Коммерсанта", в генпрокуратуре, дело передано в прокуратуру Санкт-Петербурга, и ее следователи уже назначили несколько финансовых экспертиз. По данным журналистов, в ближайшее время в качестве свидетелей будут допрошены бывшие и нынешние высшие руководители ВСМ, включая Алексея Большакова. Однако в городской прокуратуре Санкт-Петербурга журналистам заявили, что дело к ним еще не поступало.