Рост бюджетных расходов возможен только для финансирования программ, обеспечивающих их снижение в ближайшие года. Такая позиция, как сообщает АК&М, отражена в Бюджетном послании президента РФ Владимира Путина федеральному собранию РФ "О бюджетной политике в 2003 году".
В документе отмечается, что достигнутый уровень непроцентных расходов консолидированного бюджета не соответствует нынешнему уровню экономического развития страны. "Их динамика препятствует снижению налогового бремени и закреплению тенденций экономического роста", говорится в послании.
Владимир Путин полагает, что дальнейшее увеличение отдельных категорий расходов может быть допущено только в целях финансирования конкретных программ, обеспечивающих снижение соответствующих бюджетных расходов в ближайшие годы.
Президент РФ Владимир Путин поручил правительству "в кратчайшие сроки подготовить необходимые организационные решения" по единой системе управления государственным долгом. Как говорится в Бюджетном послании главы государства Федеральному собранию, формирование в среднесрочной перспективе такой системы повысит "эффективность решения долговой проблемы".
Напомним, что в настоящий момент Минфин дорабатывает концепцию управления госдолгом. Согласно проекту документа, все функции по управлению внешним и внутренним долгом, а также финансовыми активами, будут сосредоточены в уполномоченном органе, которым выступит Минфин. Агентские функции (учет долга, проведение платежей) планируется передать агентству по управлению госдолгом, созданному на базе Внешэкономбанка.
В Бюджетном послании также говорится о необходимости создания в России системы эффективного управления государственными активами, в том числе в сфере использования объектов недвижимости, находящихся в ведении госпредприятий и учреждений. В этих целях необходимо разработать публичный реестр государственной недвижимости, установить жесткий контроль со стороны государственных органов за использованием таких объектов, условиями их сдачи в аренду и за поступлениями арендной платы в доходы бюджетной системы.
Правительству РФ поручено в текущем году завершить разработку глав Налогового кодекса, посвященных имущественному налогообложению, включая налог на недвижимость. В частности, необходимо определить принципы и порядок учета и оценки недвижимости в целях налогообложения.
Особое внимание Владимир Путин уделил вопросу рационализации госучастия в коммерческих организациях. "Приоритетной задачей является продажа долей участия в капиталах большинства банков, инвестиционных, фондовых и финансовых компаний, в особенности мелких пакетов акций", - отметил Президент.
Кроме того, требуется определить принципы дивидендной политики государства по отношению к находящимся в его собственности долям в капиталах акционерных обществ, а также принципы распределения прибыли государственных предприятий. "Следует отказаться от практики направления доходов от использования государственного имущества на расходы субъектов сектора государственного управления, распоряжающихся этим имуществом, минуя федеральный бюджет", - подчеркнул Владимир Путин.
Президент также призвал отказаться от принятия нефинансируемых мандатов на федеральном уровне, а также безусловного выполнения принятых на себя обязательств на региональном уровне. "Следует отказаться от принятия на федеральном уровне решений, налагающих на территориальные бюджеты расходные обязательства без определения источников их финансирования", - отмечается в послании. При этом подчеркивается, что основные функции по определению размера, структуры и порядка осуществления расходов, финансируемых из этих бюджетов, должны быть переданы региональным и местным органам власти.
Также в послании содержится требование к региональным и местным властям о проведении дополнительной мобилизации доходов (за счет сокращения налоговых льгот и более эффективного использования собственности) и оптимизации расходов, для того, чтобы сконцентрироваться на безусловном выполнении принятых на себя обязательств. При этом подчеркивается необходимость приведения условий оплаты труда бюджетников и госслужащих в соответствие с федеральным законодательством. Стратегической задачей в этом, как отметил Президент, является отказ от обязательности использования Единой тарифной сетки для работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из региональных и местных бюджетов. "К ее решению полагаю возможным приступить с 2004 года", - заявил Владимир Путин.
Президент также призвал к отмене ведомственных льгот. Об отмене соответствующих льгот глава государства упоминает в контексте рационализации расходов бюджета. Он призвал продолжить упорядочение системы социальных льгот и выплат. Президент высказался за замену большинства категориальных льгот адресными формами социальной поддержки населения, а также ликвидацию ведомственных льгот.
Кроме этого Владимир Путин предлагает ввести механизмы ответственности региональных и местных властей за выполнение своих финансовых обязательств.
"Следует ввести механизмы ответственности региональных и местных органов власти за проводимую бюджетную политику, выполнение финансовых обязательств перед населением, бюджетными учреждениями, кредиторами", - подчеркивается в послании. Отметим, что введение таких механизмов позволит значительно снизить риски, с которыми сталкиваются коммерческие структуры при кредитовании регионов. Также это потребует от регионов более серьезно относиться к своей долговой проблеме
"Существующая система межбюджетных отношений нуждается в глубоких преобразованиях, - отмечает президент. - До сих пор основное внимание уделялось механизмам перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы и между регионами. Сейчас стоит задача разграничения бюджетных обязательств и ответственности за их исполнение между органами власти разных уровней".
По словам Владимира Путина, следует четко определить полномочия органов власти каждого уровня по нормативно-правовому регулированию, обеспечению финансовыми средствами и финансированию бюджетных расходов. Кроме того, разграничение налоговых полномочий и источников доходов должно быть зафиксировано на длительный период. Это, как отметил Владимир Путин, станет одним из условий повышения заинтересованности региональных и местных властей в создании благоприятных условий для экономического роста, наращивании и эффективном использовании налогового потенциала соответствующих территорий.
Как отмечает газета "Ведомости", проблемы с исполнением расходов порождены тем, что правовые границы сектора госуправления до сих пор неясны, учитывая использование двух статей Гражданского и Бюджетного кодексов. В первом ст. 298 позволяет бюджетным учреждениям иметь доходы на стороне, оказывая, допустим, платные медицинские или образовательные услуги населению. В то же время ст. 120 БК устанавливает субсидиарную ответственность по всем обязательствам этого учреждения его собственника - министерства или ведомства. Пользуясь юридической лазейкой, учреждения накапливают под свою коммерческую деятельность обязательства, а потом, не расплачиваясь по ним, перевешивают финансовую ответственность на вышестоящие федеральные ведомоства.
Владимир Путин призвал решить в рамках бюджетной политики в 2003 году вопросы межбюджетных отношений и выйти на среднесрочное бюджетное планирование. Правительству в целях повышения качества среднесрочного бюджетного планирования следует утверждать структуру бюджетных расходов на 3 предстоящих года.