Госдума на сегодняшнем заседании приняла в первом чтении проект федерального закона "О железнодорожном транспорте в РФ", сообщает АК&М. Законопроект входит в пакет правительственных инициатив по реформе железнодорожного транспорта. Законопроект устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, а также определяет основы его взаимодействия с организациями железнодорожного транспорта не общего пользования.
Согласно проекту, обеспечиваются единые требования и подход к техническому регулированию деятельности на железнодорожных путях не общего пользования, примыкающих к путям общего пользования. При этом законопроект не регулирует внутрипроизводственную и иную хозяйственную деятельность владельцев путей не общего пользования.
Законопроект закрепляет основы концептуально нового подхода к организации перевозок на железнодорожном транспорте. На рынке железнодорожных перевозок выделяется три субъекта - перевозчик, владелец инфраструктуры, пользователь услуг железнодорожного транспорта. Законопроект закрепляет соответствующие требования, предъявляемые к указанным субъектам.
Предполагается введение лицензирования перевозочной деятельности, а также деятельности, связанной с оказанием услуг инфраструктуры. Вводится также обязательная сертификация услуг, оказываемых пользователем железных дорог.
Законопроект подвергся резкой критике, в частности, со стороны депутатов фракции КПРФ. Так, по мнению представителя этой фракции Николая Арефьева, законопроект направлен не на реформирование железнодорожного транспорта, а на его приватизацию.
По словам замминистра МПС Анны Беловой, в ходе первого этапа реформы, который должен продлиться 1,5-2 года, должно произойти разделение функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности и создание единого хозяйствующего субъекта - Акционерного общества "Российские железные дороги", 100 процентов акций которого будут принадлежать государству.
В ходе второго этапа в рамках единого хозяйствующего субъекта должно произойти изменение технологии управления, организации управления по видам деятельности, формирование внутренних дочерних обществ и выделение их в виде конкурентного сегмента (перевозки, ремонтный комплекс), сообщает РИА "Новости". Третий этап предусматривает постепенное формирование конкурентного сектора, целью которого является оказание давления на издержки и снижение транспортной составляющей в конечной цене продукции.