Экипаж разбившегося в Германии авиалайнера Ту-154 получил от швейцарского авиадиспетчера первую команду на снижение только за 50 секунд до предполагаемого пересечения c траекторией полета грузового "Боинга". Об этом объявлено во вторник на пресс-конференции шефа полиции немецкой земли Баден-Вюртенберг Эрвина Хедгера, передает РИА "Новости".
По данным немецкой стороны, российский пилот среагировал только на вторую команду диспетчера. Примерно в это же время начал снижаться и "Боинг". В результате такого стечения обстоятельств и произошла авиакатастрофа.
Немецкое агентство DPA также не исключает вины швейцарских диспетчеров в столкновении самолетов. DPA допускает, что диспетчер, который вел минувшей ночью Ту-154 и "Боинг-757", "действовал с опозданием".
Эти сведения раходятся с данными официального представителя швейцарской авиадиспетчерской службы Sky Guide, которая контролировала полет самолетов. По словам руководителя цюрихского регионального контрольного центра Тони Маага, команда на снижение была дана, когда Ту-154 находился в полутора минутах полета до пересечения трассы "Боинга".
Высказанную в ряде СМИ версию о возможном незнании российским пилотом английского языка опроверг представитель австрийской службы обеспечения безопасности полетов "Аустро-Контрол" Хайнц Зоммербауэр. Он заявил в эфире телеканала ORF, что российский летчик отлично знал язык.
В Государственной службе гражданской авиации России считают, что авиакатастрофа произошла в результате стечения множества негативных обстоятельств.
Как заявил РИА "Новости" высокопоставленный источник в этой службе, первым таким фактором было пересечение маршрутов "Боинга" и летевшего чартерным рейсом Ту-154, которое совпало как по времени, так и по высоте коридора.
Если грузовой "Боинг" совершал полет в рамках постоянного расписания, то чартерный рейс "Туполева" "был встроен в паутину авиаперелетов над Европой в последние несколько дней", - отметил источник. Негативную роль в данном случае могло сыграть и то, что грузовые и пассажирские авиаперевозки имеют отдельные подотраслевые структуры обслуживания.
Еще одну версию причин катастрофы изложили "Стране.Ру" представители одной из ведущих российских самолетостроительных компаний. Они полагают, что приборы Ту-154 и "Боинга" могли дать одинаково неверные команды, хотя пилоты были вправе проигнорировать рекомендацию бортовых систем.
Специалисты не исключают, что на "Боинге" мог быть установлен старый прибор раннего предупреждения о столкновении в воздухе, а на российском - "еще более старый". А эти системы отличались тем, что могли пилотам обоих самолетов дать одинаковую команду, допустим на снижение, что привело бы к катастрофе.
Новые системы раннего предупреждения о столкновении в воздухе, исключающие такую несогласованность, стали устанавливать только около года назад, и ими оснащено еще мало самолетов, как зарубежных, так и российских.
Напомним, что столкновение авиалайнера "Башкирских авиалиний" с грузовым "Боингом" компании DHL произошло минувшей ночью в районе Боденского озера на высоте 11 тысяч метров.
В Ту-154 находились 69 человек, в том числе 52 ребенка, летевших на отдых в Испанию. На борту "Боинга" были два пилота. Все они погибли.