Китайское правительство разработало план по доставке воды с дождливого юга страны к крупным городам на севере, сообщает газета New York Times.
Расположенные в северной части Китая мегаполисы - столица Пекина или индустриальный Тяньцзин (Tianjin) с населением более 13 миллионов человек, уже сейчас ощущают нехватку питьевой воды, в то время, как в бассейне реки Янцзы огромные массы пресной воды уходят в море. Проблему доставки "лишней" влаги с юга должна решить целая сеть каналов, прорыть которые намерены китайцы.
Уже намечены три основных маршрута, по которым пойдет вода из бассейна Янцзы. Каждый из них предусматривает создание каналов протяженностью до 1600 километров. Официально объявленная стоимость проекта составляет 58 миллиардов долларов - в три раза больше, чем последний китайский мегапроект по созданию гигантской плотины "Три ущелья" на реке Янцзы. Около половины этой суммы потратят в ближайшие восемь лет.
По словам представителей властей, доставку воды в Пекин планируется наладить уже к моменту открытия там олимпиады 2008 года.
В настоящий момент имеются проекты трех основных путей доставки воды. Первый, "западный маршрут", возьмет воду из верхних притоков Янцзы. Его строительство запланировано на 2010 год. Главным препятствием к его строительству - помимо необходимости ряда инженерных решений и высокой стоимости (36 миллиардов долларов), - является то, что вода будет забираться из районов, принадлежащих Тибету.
Второй маршрут доставки воды пройдет с востока страны. При его строительстве будет использован Большой канал - созданный еще в древнем Китае водный путь доставки в Пекин риса и шелка с юга. Проект потребует тринадцать насосных станций, для функционирования которых необходимо много электроэнергии. Проблемой также является загрязнение Большого канала, вода в котором испорчена отходами многих расположенных по берегам городов и деревень. Закрытие загрязняющих воду предприятий может столкнуться с противодействием их владельцев - местных властей. Правительство в качестве альтернативы рассматривает вариант строительства очистных сооружений в каждом из 119 расположенных на пути Большого канала уездов.
Третьим вариантом является "центральный маршрут". Вода будет забираться из реки Хан, притока Янцзы, и направляться по специально вырытому каналу. Проблема экологической чистоты воды при данном варианте отпадает, однако, проект потребует укрепления дамбы водохранилища Данцьзянгкоу (Danjiangkou) и затопления территорий в провинциях Хубей (Hubei) и Хенань (Henan), на которых проживают около 300 тысяч человек.
Пока идут обсуждения всех вариантов, расположенные на севере города повышают цены на воду и вводят режимы ее экономии - на случай, если переноса воды с юга на север осуществить все-таки не удастся.