Система мер господдержки экспорта промышленной продукции одобрена правительством и может быть введена в действие с начала 2003 года, сообщает АК&М. Об этом по итогам заседания правительства 26 сентября 2002 года сообщил журналистам замминистра экономического развития и торговли Максим Медведков.
По его словам, в декабре 2002 года Минэкономразвития совместно с заинтересованными ведомствами разработает и направит в правительство конкретные предложения по финансовой поддержке экспорта, которые будут полностью соответствовать нормам ВТО. Отметим, что сегодня же на заседании правительства премьер Михаил Касьянов предложил кардинально изменить структуру экспорта. По его мнению, это позволит избежать финансово-экономического кризиса России в будущем.
По словам Максима Медведкова, комплекс мер, одобренный правительством, включает в себя меры по кредитованию и страхованию экспорта от политических и коммерческих рисков. С этой целью будет активизирована деятельность Росэксимбанка и Росэксимгаранта. При этом не исключается их частичная реорганизация. Как сообщил замминистра, в декабре 2002 года предстоит уточнить функции Росэксимбанка и Росэксимгаранта, тогда же могут быть приняты решения относительно изменения уставного капитала этих компаний. При страховании политических рисков размер страховых выплат будет составлять до 85 процентов от стоимости сделки, при страховании долговременных коммерческих рисков - до 50 процентов от стоимости сделки.
Надо заметить, что сегодня премьер-министр РФ Михаил Касьянов отклонил предложение Минэкономразвития о выделении в 2003 году 850 миллионов рублей из федерального бюджета для формирования гарантийного фонда Росэксимгаранта и дал поручение ведомствам дополнительно проработать вопрос об источниках финансирования этой страховой компании. Глава правительства счел, что предлагаемый объем средств является недостаточным, чтобы решить задачу по увеличению доли экспорта промышленной продукции в общей структуре экспорта России.
Как отмечается в материалах министерства, подготовленных к заседанию правительства 26 сентября 2002 года, приоритетами в сфере поддержки экспорта должны стать: либерализация процедуры возврата НДС экспортерам, освобождение от уплаты НДС при экспорте услуг, либерализация таможенного режима, проведение консультаций по вопросам введения антидемпинговых процедур и других ограничительных мер против российских товаров, а также использование возможностей международных организаций для защиты интересов российских участников внешнеэкономической деятельности. Кроме того, Минэкономразвития считает необходимым создание на территории РФ специальных зон экспортного производства. Для создания таких зон необходимо обеспечить принятие закона о свободных экономических зонах в РФ, отмечается в документе.
По мнению специалистов Минэкономразвития, развитию российского экспорта препятствуют требование по возврату валютной выручки экспортерами в 90-дневный срок, а также необходимость разрешения ЦБ РФ на открытие юридическими лицами счетов за рубежом. Минэкономразвития, по словам Максима Медведкова, предлагает увеличить срок возврата валютной выручки до 1 года, однако большинство других ведомств считают это невозможным.
Также государство должно осуществлять информационно-консультативное воздействие в целях поддержки экспорта, в частности, взять на себя часть затрат по сбору и распространению необходимой российским экспортерам информации. В этой связи Минэкономразвития предлагает разработать и ввести в эксплуатацию информационно-поисковую систему "Экспортные возможности России".
Как отмечается в документах Минэкономразвития, в 2001 году Россия занимала 17-е место в списке мировых экспортеров товаров и 31-е место по объемам экспорта услуг. За период 1996-2001 годов российский товарный экспорт увеличился на 22 процента. Мировой товарный экспорт за тот же период возрос на 46 процента. Российский экспорт в настоящее время имеет ярко выраженную сырьевую направленность. 45,5 процента в структуре экспорта занимают топливо, черные и цветные металлы. 58 процента своей продукции Россия экспортирует в страны ЕС и в страны-кандидаты на вступление в ЕС. В 2001 году 24,8 процента в структуре российского экспорта составил экспорт нефти, 9,5 процента - нефтепродуктов, 17,9 процента - природного газа, 6 процента - черных металлов, 5,7 процента - меди, никеля и алюминия, 4,1 процента - драгметаллов и драгкамней, 2,5 процента - древесины и изделий из нее, 1,6 процента - целлюлозно-бумажных изделий, 10,5 процента - машины и оборудование, 1,7 процента - удобрений.
По данным ГТК, на долю стран ЕС приходится 36,9 процента российского экспорта, на страны Центральной и Восточной Европы - 16,3 процента, на страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества - 15,4 процента, СНГ - 14,4 процента, Китай - 5,6 процента, США - 4,2 процента, Японию - 2,8 процента. На долю высокотехнологичных товаров в 2001 году пришлось 14 процентов всего экспорта российской промышленной продукции. Объем высокотехнологичного экспорта в 2001 году составил 3 миллиарда долларов.
В материалах Минэкономразвития отмечается, что в федеральных бюджетах 1998-2001 годов средства на поддержку экспорта не выделялись. Одной из основных проблем является дискриминация российских экспортных товаров на мировых рынках. Ежегодные потери российских экспортеров от различных ограничительных мер оцениваются в 2-3 миллиарда долларов. Из них около 2 миллиарда долларов составляют потери от введения антидемпинговых процедур против российского экспорта. Еще около 0,5 миллиарда долларов российские экспортеры ежегодно теряют в связи с действием в ряде стран механизма квот на экспорт в эти страны различных видов продукции.
Как отмечается в материалах, в 2001 году путем переговоров России удалось снять ограничения на экспорт российских товаров на общую сумму 105 миллионов долларов. При этом бюджетные расходы на переговоры составили порядка 60-70 миллионов долларов.