В 2001 году почти в течение 12 месяцев технические специалисты NASA занимались разработкой систем эвакуации астронавтов в случае возникновения серьезных неисправностей на шаттлах, сообщает сайт газеты The Washington Post. В рамках программы стоимостью 5 миллионов долларов инженеры планировали установить на космических кораблях системы, подобные катапультам боевых самолетов. В качестве другой возможности для эвакуации астронавтов рассматривалась отделяющаяся кабина экипажа, опускающаяся на землю на парашютах.
Все указанные разработки были отвергнуты руководством национального управления по аэронавтике из-за вопросов, связанных с их массой, потенциальной эффективностью и надежностью. В NASA существуют подробные планы спасения астронавтов при взлете, посадке и даже нахождении шаттлов на низкой орбите. Однако при выходе космических челноков в космос спасение экипажа представляется пока чрезвычайно сложной задачей.
Значительную роль при отказе от создания эвакуационных систем сыграла и их стоимость. По некоторым оценкам, установка отделяемых спасательных капсул на шаттлы могла обойтись NASA в 1 миллиард долларов. Кроме того, инженеры отметили, что монтаж спасательных аппаратов требует внесения значительных изменений в конструкцию челнока и в итоге дает очень малую вероятность спасения жизней астронавтов.
После катастрофы "Челленджера" инженеры установили на шаттлах систему эвакуации, которая позволяет астронавтам разгерметизировать кабину и покинуть ее, чтобы затем спуститься на землю на парашютах. Однако работа этой системы возможна только при движении на небольших скоростях, и в случае с "Колумбией", которая начала разделяться на части при движении на скорости около 9 километров в секунду, говорить о спасении было нереально.