8 мая в рамках арт-хаусного "Проекта 35" начинается показ исторической драмы патриарха польского кино Ежи Кавалеровича(Jerzy Kawalerowicz) "Quo Vadis". Фильм снят по роману Генриха Сенкевича "Камо грядеши" и описывает страдания христиан в Риме во времена императора Нерона. Премьера картины состоялась в Ватикане, где фильм получил личное благословение Папы Иоанна Павла II. Главные роли в фильме исполнили Богуслав Линда(Boguslaw Linda), Михал Байор(Michal Bajor) и новое лицо фирмы "L`Oreal" Магдалена Мельцаж(Magdalena Mielcarz). Проект имеет рекордный для польского кино бюджет - 18 миллионов долларов.
Замысел романа возник у Генриха Сенкевича в 1893 году. Писатель приехал в Рим, где ему показали древнюю достопримечательность - часовню под названием "Quo Vadis" на Виа Аппиа. Эта святыня связана с пребыванием апостола Петра в Вечном Городе. Спасаясь от Нероновых гонений, Петру удается ночью покинуть Рим. За городской стеной его настигает видение - он встречает Христа. Обратившись к Господу, он спрашивает его "Quo Vadis Domine?" - "Куда идешь, Камо Грядеши, Господи?". Христос отвечает: "В Рим, чтобы вновь быть распятым". В это мгновение Христос возносится на небо, а Петр, воспринимая его слова, как предвестие своей мученической смерти за веру, возвращается в Рим, где его распинают вниз головой.
Вдохновленный этой легендой, Сенкевич начал писать роман. Центральным сюжетным стержнем стала любовная связь патриция Марка и прекрасной христианки Лигии, которая содержится в Риме в качестве заложницы. Им сочувствует патриций Петроний, состоящий в должности магистра изящества при Нероне. К сожалению, сильное чувство вспыхнуло в Марке именно в тот момент, когда императору пришлось искать "козлов отпущения", на которых можно возложить ответственность за сожжение Рима. Виновными были избраны христиане, так что любовь пришлось проверять в самых тяжелых условиях.
Кавалерович уже имел опыт экранизации больших исторических романов - в 1965 году он снял эпохальную картину "Фараон" по одноименному роману Болеслава Пруса. Фильм был номинирован на "Оскара" и практически сразу был назван "классикой ХХ века".
Но повторить успех 40-летней давности у мэтра не получилось. "Quo Vadis" вышел ходульным, переполненным назидательными истинами, картонными персонажами и предсказуемыми сценами. И масштабность декораций, тысячные массовки и обработанные компьютерами львы, раздирающие на части бедных христиан, только оттеняют иллюстративность фильма. Единственным светлым пятном в этом проекте оказался Петроний в исполнении Богуслава Линды - даже в этих непростых условиях актер сумел придумать образ, за которым интересно следить не отрываясь ни на минуту.