В борьбу за гран-при ММКФ вступили японская притча и итальянская драма

Сегодня в конкурсной программе ММКФ были показаны японская картина классика японского кинематографа Кането Синдо(Kaneto Shindo) «Сова»(Fukuro) и дебютный фильм итальянского режиссера Марии Соле Тоньяци (Maria Sole Tongnazzi) «Будущее прошлое»(Passato Prossimo). Притча 91-летнего Синдо поражает своей многоплановостью, неожиданной сменой жанров и блестящей игрой актеров. Итальянский фильм – незатейливая, но очень искренняя картина о нескольких молодых людях, которые вспоминают свое прошлое, чтобы найти себя в будущем.

Кането Синдо – настоящий патриарх японского кинематографа. Свой первый фильм он снял в 1951 году. С тех пор им написано более 200 сценариев, снято несколько десятков фильмов, большая часть которых отмечена призами на международных кинофестивалях. В частности, Синдо трижды становился обладателем Гран-при на ММКФ (в 1961 за фильм «Голый остров», в 1971 – «Сегодня жить, умереть завтра», в 1999 – «Жажда жизни»). Для своего более чем почтенного возраста режиссер сохраняет поразительную ясность ума, прекрасное чувство юмора и фантастическую энергию, позволяющие ему продолжать создавать шедевр за шедевром.

Фильм «Сова» рассказывает о двух женщинах – Юми и ее 17-летней дочери – живущих в заброшенном поселке, в отдалении от ближайшей деревни. После Второй Мировой войны группе беженцев из Маньчжурии была предоставлена земля в горах, где они должны были организовать сельскохозяйственную комунну. Но земля оказалась абсолютно бесплодной, некоторые из поселенцев умерли от голода и нищеты, некоторые от безысходности покончили с собой, а остальные предпочли сбежать. Юми и ее дочь остались в поселке одни.

Какое-то время они вели почти животный образ жизни, питаясь кореньями деревьев и одеваясь в рваные обноски. Но в один прекрасный день в их голове созревает план спасения – они заманивают к себе мужчин, предлагают им свои тела, а потом убивают, забирая все содержимое их бумажников. В течение нескольких дней им удается провести несколько удачных операций, но однажды ситуация выходит из под контроля.

Синдо снял поразительное кино, в котором криминальный сюжет соседствует с глубоким философским смыслом. Режиссеру удивительным образом удалось соединить в игре актеров несколько стилей и жанров – нарочитая театральность, порой даже фарсовость, соседствует с глубоким переживанием происходящих событий, а комическое и трагическое переплелось так тесно, что порой зритель не знает – плакать или смеяться.

Дочь знаменитого итальянского актера Уго Тоньяци – Мария Соле Тоньяци работала ассистентом режиссера в театре и кино, снимала короткометражки и клипы. Фильм «Будущее прошлое» стал ее дебютом в большом кино. Картина получилась искренней и чистой, правда, немного сентиментальной. В ней повествуется о пятерых друзьях, которые отправляются на уик-энд в загородный дом. Они уже много лет проводят здесь свое свободное время, знают друг о друге все. Но эти выходные будут последними на уютной вилле – усадьба продана, идиллическое время молодости закончилось, пришло время подведения первых жизненных итогов.

История развивается в двух измерениях – сцены реальной жизни перебиваются ретроспективными кадрами из прошлого. Таким образом, режиссер пытается сопоставлять взаимоотношения героев, их жизненные позиции в юности и в настоящем, когда им уже за тридцать. Неторопливое подробное течение фильма может раздражать любителей голливудских блокбастеров, но наверняка понравится поклонникам психологических драм, где случайно брошенный взгляд и еле заметное касание значат больше, чем глобальные катастрофы или неожиданные сюжетные повороты.

Лихие 90-е закончились.
Добро пожаловать в реальный мир
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше