После пяти лет активной концертной деятельности и затишья в студийной работе британская группа Deep Purple выпустила новый альбом "Bananas", ставший уже 17-й работой в дискографии рокеров.
11 песен и одна инструментальная композиция, посвященная погибшей в катастрофе шаттла Columbia Калпане Чаула (Kalpana Chawla), были записаны под руководством продюсера Майкла Брэдфорда (Michael Bradford), создававшего до этого звук самыми разными исполнителям, в том числе и американской команде Kid Rock.
А так как Брэдфорд был приглашен еще и соавтором, то практически всем задействованным лицам приходилось подчеркивать, что рэпа на диске не будет. И его действительно нет, хотя "Bananas" и содержит некоторые нехарактерные для Deep Purple элементы. Такие, например, как женский бэк-вокал.
В целом, звучание альбома можно охарактеризовать как сумму перенесенного в студию концертного звучания группы последних лет. "Bananas" не похож на вышедшие в 1996 и 1998 годах "Purpendicular" и "Abandon". Все эти три работы рождались при участии нового гитариста американца Стив Морса (Steve Morse), и все они очень сильно отличаются одна от другой.
Первая была мелодически разнообразна и ощущалась как нечто новое уже потому, что группа на этот раз обошлась без Ричи Блэкмора (Ritchie Blackmore), гитариста долгое время определявшего курс движения Deep Purple.
Вторая получилась очень тяжелой и была сделана на стыке хард и прогрессивного рока. Третья хоть и более традиционна также использует общие наработки стиля, каким он стал к концу 1990-х (например, песня "Silver Tongue"). И, как это обычно у Deep Purple, серьезные тексты легко перемежаются забавными.
Вместе с тем, все музыканты находятся в отличной форме, и прежде всего это относится к вокалисту Иэну Гиллану (Ian Gillan), который стал одним из главных голосов рока еще в 1970 году, спев знаменитую "Child in Time".
А ритм-секция группы, состоящая из ударника Иэна Пейса (Ian Paice) и басиста Роджера Гловера (Roger Glover), продолжает находить нетривиальные решения для работы в жанре с более чем 30-летней историей.
При этом обсуждение планов очередной записи проходило в тягостной атмосфере расставания группы с одним из своих основателей органистом и пианистом Джоном Лордом (Jon Lord). Слухи о его уходе начали активно распространяться после того, как музыканта пришлось подменить в некоторых концертах европейского тура. (Перед этим он перенес операцию на колене).
Вставший на его место Дон Эйри (Don Airey) - бывший участник групп Rainbow, Jethro Tull, Colloseum II и многих других - впоследствии превратился из сессионного музыканта в постоянного участника Deep Purple.
Об изменениях в составе стало известно за неделю до их четвертого визита в Россию в марте 2002 года. Однако визы были заказаны на обоих клавишников, и надежда у поклонников оставалась до момента выхода группы на сцену Ледового дворца в Санкт-Петербурге. Тем не менее, Дон Эйри был принят публикой на концертах, а настоящим представлением обновленных Deep Purple стал только что вышедший "Bananas".
Принципиальным отличием группы от многих других и одновременно тем, что позволило ей войти в некую когорту избранных, является создание собственного языка в роке, на котором теперь разговаривают многие другие музыканты, и который сами Deep Purple продолжают развивать.