Атомная подводная лодка К-159, затонувшая в Баренцевом море 30 августа, на момент буксировки на утилизацию уже не принадлежала Северному флоту - она была передана одной из структур Минатома, поэтому теоретически на ней не должны были находиться военнные моряки. Об этом газете "Коммерсант" заявил Андрей Герасимов - адвокат капитана второго ранга Сергея Жемчужнова, который проходит обвиняемым по уголовному делу о гибели подлодки. Именно он руководил буксировкой К-159.
"Наверное, говоря о причинах наступления тяжких последствий, мы должны начинать с вопроса: кто и на каком основании посадил людей на эту лодку?" - считает адвокат.
Между тем журналистам "Коммерсанта" удалось выяснить новые подробности гибели подлодки. Так, по их данным, шторм в Баренцевом море начался около 17:00 29 августа, когда подлодка проходила неподалеку от бухты Кильдин Восточный. Газета отмечает, что теоретически там можно было бы переждать шторм, однако в составе буксировочного отряда был только один буксир, а для безопасного маневра в бухте требовался как минимум еще один. Без этого руководитель операции рисковал утопить не только лодку, но и сам буксир, маневренность которого была сильно затруднена. Поэтому с согласия оперативного дежурного Северного флота буксировка продолжилась.
30 августа около 0:30, продолжает "Коммерсант", с К-159 доложили на буксир, что пара носовых понтонов неожиданно "съехала" с носа на корму. Тросы, которыми понтоны крепились к приваренному на верхней палубе лодки крепежному устройству, оборвало ударами волн, и они переместились в кормовую часть. У лодки понтоны держались только за счет нижних тросов, опоясывавших субмарину под килем. По предположению Жемчужнова, примерно в это же время шторм сорвал и пару кормовых понтонов, но экипаж этого не заметил.
Примерно в 1:10 подводники сообщили о поступлении в кормовую часть лодки забортной воды. Руководитель перехода дал им команду провести герметизацию отсеков и создать в них избыточное давление, препятствующее проникновению воды. Однако чуть позже экипаж доложил, что "противодавление в отсеках создать невозможно ввиду негерметичности прочного корпуса и ограниченного запаса ВВД". После этого Жемчужнов приказал подводникам надеть спасательные жилеты и собраться в третьем отсеке лодки, над которым находился рубочный люк. Одновременно он приказал капитанам буксира и обеспечивавшего переход спасательного судна "Памир" готовить катера к спуску для эвакуации подводников.
В 2:25 экипаж К-159 доложил о резком ухудшении обстановки и получил приказ подняться из третьего отсека в ограждение рубки и в случае катастрофы самостоятельно покинуть корабль. К этому моменту спасательные катера уже были спущены на воду.
Последний доклад с К-159 поступил на буксир в 2:45. Подводники сообщили, что лодка начинает тонуть. "Как она ушла под воду, из-за темноты и шторма никто не видел. Заметили лишь, как на К-159 погасли носовой и кормовой огни - это было около 2:50", - пишет "Коммерсант".
Кроме того, журналисты газеты выяснили, что субмарину вели на утилизацию не в Полярный, как ранее сообщало флотское командование, а в Снежногорск Мурманской области на судоремонтный завод "Нерпа".