После долгого обсуждения условий Евросоюз официально разрешил авиакомпаниям собирать и передавать американским спецслужбам личные данные пассажиров, прилетающих из Европы в США.
Начиная с ноября 2001-го года американские власти требовали передачи таких данных, но, не имея законодательной базы, просто угрожали, что если данные на того или иного пассажира не будут по требованию спецслужб переданы через 15 минут после посадки, компания будет лишена права приземлять свои самолеты в США.
Теперь установлено, что данные могут передаваться по 34 позициям, включая имя, телефон, адрес, номер кредитки. Однако запрещено требовать данные по предпочтениям пассажира в еде, - по которым можно сделать выводы о религиозной и этнической принадлежности пассажира.
Американская сторона также требовала, чтобы данные хранились в течение 50 лет, но Евросоюз сохранился только на три года. Американская сторона также заверяет, что эти данные будут использоваться только для поимки международных террористов и расследования международных преступлений - но не преступлений, являющихся внутренним делом одной страны.
Новые правила вступают в силу следующей весной, хотя некоторые члены Европарламента уже заявляют, что намерены оспаривать правомочность этого соглашения в Европейском суде.
"Мы не можем стоять в стороне от борьбы с терроризмом", - передает The Guardian слова Фрица Болькштайна (Frits Bolkestein), чиновника Евросоюза, ответственного за заключение этого соглашения, - но необходимо было найти баланс".
Отсувие этого "баланса" как раз и было камнем преткновения в переговорах ЕС и США. Евросоюз упрекал американцев, что их требования были "односторонними" и "неадекватными". Заключенное соглашение будет пересмотрено через три года.