Министерство обороны Российской Федерации разработало план развития Военно-морского флота на период до 2040-2050 годов, пишет газета "Газета".
Основными тезисами этого плана стали отказ от защиты интересов страны в океанах, и, как следствие, предпочтение в строительстве новых кораблей, которое будет отдано кораблям небольшого класса, действующим в пределах 500-километровой зоны территориальных вод страны.
"Мы уходим от кораблей большого класса, имеющихся сегодня и оставленных нам советским временем, и переходим к кораблям многофункционального применения", - заявил главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов.
По словам Куроедова, "у России будут собственные фрегаты и корветы, аналогов, которым нет в мире".
Главком считает, что "авианосец - это вопрос следующего десятилетия, сегодня говорить об этой составляющей флота рановато", однако, по его словам, единственный российский авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" останется в строю. Продавать, или списывать его никто не собирается. "Мы даже не думаем об этом", - заверил Куроедов.
Однако, как объяснил в интервью изданию директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, флот будет вынужден избавиться от этого корабля.
"Если он так нужен флоту - пусть флот его отремонтирует и ходит в походы. Единственный смысл существования "Кузнецова" - сохранение основного национального достояния в этой области, то есть палубных летчиков. Но содержать "Кузнецова" ради летчиков - это непозволительная роскошь", - сказал Пухов.
По данным руководителей Центра, в России осталось всего 12 летчиков палубной авиации, и обучать новых было бы выгоднее за границей - на украинском аэродроме в Саках или на проданном недавно Индии авианосце "Адмирал Горшков". По мнению Пухова, если продать "Кузнецова", наладить обучение можно в ближайшие годы, так как "Горшков" требует четырехлетнего ремонта.
Впрочем, "Адмирал Кузнецов" также находится не в лучшей форме. Спущенный на воду в 1989 году, корабль уже давно нуждается в капремонте. В настоящее время он базируется прямо на на судоремонтном заводе "Севморпуть".
Осенью 2003 года корабль попытались отправить на четырехдневные ходовые испытания, но он тут же начал тонуть.
По мнению эксперта, в ближайшие 15 лет о российских авианосцах стоит забыть. Гораздо выгоднее строить фрегаты и корветы, стоимостью соответственно 100 и 500 миллионов долларов.