Международному подразделению Первого канала запретили транслировать в своем эфире израильскую рекламу. Такое решение 8 февраля принял местный Совет по кабельному и спутниковому вещанию, общественная, но при этом имеющая правительственный статус, организация.
По данным сайте ежедневного издания "Газета", компания "Первый канал - Всемирная сеть" видит в этом нечестную конкурентную борьбу и уже подала жалобу в Верховный суд Израиля. Однако причиной запрета могло стать и простое нарушение требований совета.
Информационное агентство "Курсор" в свою очередь сообщает, что введение запрета отложено на неделю. За это время юристы "Первого" должны подготовить мотивировку своего протеста. Журналисты агентства приводят также и неофициальную версию - запрет приведет к срыву, идущих на канале израильских рекламных кампаний, подготовленных задолго до принятия соответствующего решения, и тем самым фактически получит обратную силу и втянет в конфликт крупные и влиятельные фирмы.
Другая заинтересованная сторона пока пытается прояснить подоплеку истории. Генеральный директор компании "Первый канал - Всемирная сеть" Елена Резникович считает, что рекламодатели с большим желанием шли к ним, чем к их конкурентам. Поэтому местные каналы пролоббировали через властные органы введение специальной квоты. По ней русскоязычные каналы, созданные не на территории Израиля, (и прочие международные) могли адресовать израильтянам только 25 процентов своей рекламы. Остальное должно было предназначаться жителям других стран.
Запрет действовал в течение всего 2003 года. Не попал под него только один русскоязычный канал - основанный в Израиле "Израиль-Плюс". Введение квоты как раз и объяснялось тем, что местный канал несет финансовые потери из-за иностранных телекомпаний.
"В какой-то степени эта позиция оправданна, - говорит Резникович. - Благодаря такому протекционизму создаются рабочие места в стране, казна получает доход. В то же время важно учесть, что зритель выбирает именно наш канал, рейтинги ORT - значительно выше рейтингов всех остальных, и потому рекламодатель идет именно к нам".
"В 2003 году мы не получили сверхдоходов, однако в этом году отсутствие рекламных поступлений может привести и вовсе к прекращению вещания на эту страну", - ответила она на вопрос о последствиях решения совета.
Конкурент "Всемирной сети" Первого - созданный Владимиром Гусинским для российских эмигрантов по всему миру канал RTVi. Его акционер и глава израильского представительства холдинга "Медиа-Мост" Марк Меерсон уверен, что OРТ привысило 25-процентную квоту, а также специально подстроило свою эфирную сетку под израильских зителей, что заперещено законом.
Таким образом, санкции можно считать справедливыми. Однако сам ограничительный принцип, создавая неравные условия для конкуренции, всего лишь инициатива совета, а не законодательная норма. "Такого не существует и в России, и во всех остальных странах мира", - сказал он. RTVi уже попыталась оспорить требования по квотам и подала иск в Верховный суд Израиля.
Изданием отмечает, что главным лоббистом лимитов мог стать основатель "Израиля Плюс" российский эмирант Лев Леваев. Его канал появился в ноябре 2002 года, а уже в 2003 была введена 25-процентная квота. Его пресс-секретарь Рани Раав заявила, что "господин Леваев никоим образом не связан с решениями и действиями Совета по кабельному и спутниковому вещанию, так как совет - правительственный орган, контролирующий на соответствие закону вещание всех телеканалов (как местных, так и зарубежных)"
Рекламный терерынок Израиля оценивается в 240 миллионов долларов. Русскоязычные каналы (RTVi, НТВ-Мир, "РТР-Планета", ORT и "Израиль Плюс") сражаются за его долю в 10-12 миллионов.