К концу 2004 года на вооружении китайской армии будут состоять 273 истребителя Су-30МК2 и Су-27СК, сообщается на сайте газеты "Ведомости".
Однако, даже не смотря на то, что эти самолеты не оборудованы радиолокационными станциями последнего поколения и новейшими системами управления, они представляют собой серьезную угрозу для ближайшего соседа Китая - Тайваня, который имеет на вооружении 320 истребителей F-16, Mirage 2000 и Ching-kuo Indigenous Defense Fighter (IDF).
Су-30МК2 и Су-27МК имеют менее совершенное бортовое оборудование, чем машины, которые поставляются на экспорт в Индию. Они не оснащены двигателем с управляемым вектором тяги и радаром с фазированной антенной решеткой.
Британский еженедельник Janes Defence Weekly, который опубликовал секретные данные о поставках российского оружия в Китай, отмечает, что в случае, если Москва откажется поставлять дополнительное оборудование нового поколения для китайских истребителей семейства Су, то Пекин может сократить российский военный импорт.
Китайцам нужны не только современные радары и системы изменения вектора тяги двигателей - они нуждаются в самолетах-радарах А-50, которые лучше всего подходят для управления авиационными группами в составе которых действуют истребители семейства Су, однако пока в отношении этих систем действует ограничение российского Министерства обороны.
По оценке замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, в прошлом году весь экспорт самолетов ОКБ "Сухой" в Китай составил примерно четверть в общем объеме российского оружейного экспорта, который составляет 5,56 миллиарда долларов.
Как считают военные аналитики, информация об объемах поставок современных истребителей в Китай заставит Пентагон начать перевооружение армии Тайваня новейшими самолетами, что, в свою очередь спровоцирует новый виток гонки вооружений в Азии.
Поэтому, как полагает Макиенко, а также другие эксперты, к которым обратились "Ведомости", в этих условиях Китай вряд ли станет отказываться от закупок самолетов и комплектов для их лицензионного производства.
Однако, если китайцы все-таки откажутся то устаревших "сушек", то, если Минобороны снимет ограничения, то "Рособоронэкспорт" может начать в Китай поставки современного бортового оборудования и ракет.
По данным Janes Defence Weekly, в дополнение к 76 Су-30МК2, поставленым Пекину в течение последних двух лет (стоимость этих истребителей составила три миллиарда долларов), до конца 2004 года Китаю будут переданы еще 24 таких самолета.
С 2002 года Россия поставила Китаю 28 учебно-боевых машин Су-27УБК в счет погашения долга на сумму один миллиард долларов.
C 1996 года Китай подписал контракт на закупку 200 комплектов истребителей Су-27СК для их сборки в Шэньяне. Стоимость контракта - 2,5 миллиарда долларов. По данным на начало 2004 года, было передано 95 комплектов. Готовится к подписанию другой контракт на лицензионное производство еще 105 самолетов.
Всего с 1991 года Китай получил из России 50 истребителей типа Су-27 на сумму около 1,7 миллиарда долларов.