Федеральная антимонопольная служба собралась искоренить рекламу конфет, газированной воды и прочих безобидных товаров под водочными марками. ФАС предлагает ввести для нее ограничения, как для алкоголя, а штрафы за нарушения многократно увеличить.
Как стало известно "Ведомостям", две недели назад ФАС направила в правительство предложения по изменению закона "О рекламе". В частности, ограничения на рекламу алкоголя будут распространяться и на рекламу других товаров под "алкогольными" марками, а штрафы за нарушения существенно вырастут.
Руководство ФАС особенно беспокоит реклама крепкого алкоголя, которая ведется под видом других товаров, но под тем же брэндом. По словам руководителя ФАС Игоря Артемьева, только за две последние недели его подчиненные возбудили около 20 таких дел. В частности, ФАС расследует правомерность рекламы конфет "Флагман", которые выпускает производитель водки "Флагман" - Русская вино-водочная компания (РВВК). В ФАС не исключают, что среди санкций, помимо штрафов, могут обсуждаться изъятие лицензии и дисквалификация руководителей.
По российскому законодательству реклама крепкого алкоголя разрешена лишь в местах его производства и продажи. Но производители водки постоянно ищут способы обойти это ограничение. Так, РВВК и Diageo рекламировали на щитах слабоалкогольные коктейли "Флагман" и Johnny Walker, петербургская "Веда" и ТПГ "Кристалл" рекламируют воду под именем своих водок "Вальс бостон" и "Гжелка".
Предприниматели в свою очередь возмущены планами чиновников. "Мы будем отстаивать свои права, в том числе и в суде", — говорит вице-президент по маркетингу РВВК Герман Климовский.
Председатель думского комитета по экономической политике Валерий Драганов полагает, что предложения ФАС разумны и нужны — "в обществе накопилось очень много критики в отношении рекламы алкоголя". А президент Ассоциации коммуникационных агентств России Владимир Евстафьев убежден, что любой запрет на рекламу — это плохо. "Творческие люди все равно найдут выход", — полагает Евстафьев.
Внутреннее производство крепкого алкоголя, по данным Госкомстата, в прошлом году превысило 135 миллионов декалитров, на сумму около 3 миллиарда долларов. А возможные штрафы за нарушения рекламного законодательства составляют 400-500 МРОТ и зачастую включаются в бюджеты рекламных кампаний.